7 вопросов к главному по Lifan
Мы встретились с главой компании Lifan в России Сунь Цзецзюнь и узнали, что в Китае думают про электрокары, каршеринг и перспективы в России
Вы являетесь исполнительным директором «Lifan Group импорт и экспорт» и генеральным директором Lifan Motor Rus. Легко ли вести производителю бизнес в России? Есть ли национальные особенности?
Когда вы работаете в России, то поначалу кажется, что тут жесткая конкуренция между игроками рынка. Но если сравнить с Китаем, по объему рынка и по количеству предложений, то вести деятельность в России достаточно комфортно.
Есть, разумеется, и свои особенности. Например, приходится проделывать большую работу по адаптации к меняющемуся законодательству. Здоровая экономика — это здоровая конкуренция и стабильность в принятии законов, а на российском рынке мы иногда сталкиваемся с ситуацией, когда ты не знаешь, что тебя ждет завтра. Но, как я и говорил, мы адаптируемся к меняющимся условиям, и за годы в России научились в таком режиме работать.
Планируете ли вы создавать интернет площадку для онлайн-покупки автомобилей, как например Renault или Lada?
У нас был подобный опыт, ранее мы продавали автомобили через интернет в Китае, но на данный момент мы не используем этот канал. Несмотря на высокие темпы развития онлайн-продаж, мы считаем, что автомобиль, как товар, предназначенный для длительного использования, нужно увидеть своими глазами, опробовать на тест-драйве, оценить интерьер понравившейся модели, эргономику её салона. Не думаю, что на текущий момент online-продажа может полноценно заменить традиционную покупку автомобиля у дилера.
Выскажите ваше мнение о новых способах владения автомобилями (автомобили по подписке, каршеринг, и др.) Как компания Lifan видит себя в этих направлениях?
Мы активно следим за новыми перспективными сегментами рынка, и каршеринг — один из таких. В Китае эти услуги предоставляет одна из наших дочерних компаний. На данный момент она занимает 3-е место на рынке и пользуется большой популярностью. Помимо этого, каршеринг в целом активно развивается по всей территории страны и получает поддержку и крупные субсидии от государства.
Говоря о России, здесь мы работаем с нашими партнерами, которые специализируются на этом бизнесе. В Москве — это компания Lifcar, чей автопарк полностью укомплектован автомобилями LIFAN X50. Также у нас есть партнеры в Казани, Уфе и Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Калининграде и Челябинске. Как уже говорил, в целом мы оцениваем направление как перспективное, но на данный момент только в формате работы с партнерами.
Электромобили и гибридные автомобили — планируется ли выпуск и продажа на российском рынке? А как обстоят дела в Китае?
Начну с Китая. Во-первых, правительство страны делает ключевую ставку на развитие электромобилей, предлагая государственные субсидии производителям стопроцентно электрических транспортных средств. Гибриды, например, уже не могут претендовать на субсидии. В России пока что не предпринимается таких серьезных шагов по развитию электротранспорта.
Во-вторых, экологическая ситуация в Китае, учитывая бурное развитие производства, заставляет в масштабах страны снижать выбросы от транспортных средств, что также форсирует развитие электромобилей.
В-третьих, без субсидирования стоимость электромобиля для конечного потребителя достаточно высока. А что он получает в альтернативу обычному автомобилю? Сложности с зарядкой, обслуживанием и эксплуатацией.
Мы, конечно, видим, что есть спрос на электромобили, но пока рано говорить о полной готовности инфрастуктуры к поддержке большого числа таких машин. Мы, разумеется, обсуждаем возможности ввоза электромобилей в Россию, однако на данный момент я не смогу назвать вам каких-либо конкретных дат.
Вы планировали открывать производство в Липецке. Что сейчас с этим проектом? Какие планы?
Как я отмечал в начале нашей беседы, мы в России надолго. Соглашения с Липецкой областью были и остаются в силе, а планы по строительству завода мы не отменяли. Однако текущая макроэкономическая ситуация и общий объем продаж не создают благоприятных условий для строительства. Это не значит, что планы по началу производства в России отменяются, завод будет построен. Пока я не готов обозначить точные сроки запуска.
Вы одни из немногих, участвующих на ММАС, расскажите, что представите на выставке и почему она важна для Lifan?
Конечно же мы примем участие в автосалоне. В том, что он будет небольшой, мы видим для себя скорее плюсы, чем минусы. Это обеспечит больше внимания к нашему бренду, больше возможностей для нас. В соответствии с нашей стратегией долгосрочного сотрудничества, ММАС — это традиционное и значимое событие для российского автобизнеса и нашей компании. Сейчас полным ходом идет подготовка к мероприятию. Из новых моделей мы планируем показать минивен М7 (MPV) и большой кроссовер X80, а также электрическую версию Lifan Murman. Помимо участия в ММАС, мы обращаем внимание на другие выставки, в частности, Иннопром, в котором мы регулярно участвуем с 2016 года.
Планируется ли расширение линейки продаваемой техники? Ведь Lifan в Китае — это не только автомобили, но и мототехника.
Ранее мототехника Lifan продавалась в России через дистрибьюторов, часть которых закрылась ввиду экономической ситуации. Сейчас благоприятное время вернуться на рынок, поэтому мы приняли решение взять на себя функцию импорта из Китая всей линейки мототехники. Некоторые модели уже доступны в продаже, в дальнейшем мы планируем расширить линейку.
Иван Юнин
Руководитель auto.mail.ru