Водителей карпулинга могут начать штрафовать, а агрегаторы – блокировать
С соответствующим законопроектом о госрегулировании сферы совместных поездок на автомобилях выступил департамент транспорта Москвы.
В документе речь идёт о введении аккредитации для владельцев интернет-платформ, а также об установлении предельного размера платы, которую водители смогут брать с попутчиков «в целях компенсации части расходов». Однако агрегаторов планируют обязать перевести все операции на безналичный расчёт. В случае, если водитель будет брать с пассажиров наличные, его накажут штрафом в размере 5 000 рублей.
Как именно планируется выявлять такие случаи, пока что не ясно. Можно предположить, что их будут рассматривать по заявлением пассажиров, но в этом случае им придётся предоставлять доказательства.
Законопроект дептранса столицы вводит ряд требований к водителям: по мнению разработчиков, допускать к таким перевозкам можно только тех, у кого есть национальное водительское удостоверение РФ и стаж не менее трёх лет; тех, у кого нет непогашенной или неснятой судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления; а также тех, у кого нет неоплаченных штрафов за нарушение ПДД с истёкшим сроком.
Как сообщает «Коммерсант», помимо этого водители, которые за год совершили свыше 20 пассажирских перевозок с помощью сервисов карпулинга, для дальнейших поездок должны будут получить допуск врача. Также инициаторы считают, что автомобили участников должны быть зарегистрированы в России и оснащены системами Глонасс или Глонасс/GPS.
По предположениям авторов законопроекта, осуществлять контроль за платформами будет Ространснадзор. Соглашения об информационном взаимодействии агрегаторы должны будут заключать с властями. Компании обяжут предоставлять государству данные о водителях, блокировать аккаунты за коммерческие перевозки. В свою очередь власти обещают передавать сервисам информацию о тех пользователях, чьи учётные записи заблокированы на интернет-платформах других агрегаторов.
За нарушения в работе могут оштрафовать и владельцев платформ. При этом для индивидуальных предпринимателей штрафы предлагается установить на уровне 20 000 –50 000 рублей, для юридических лиц – 100 000 – 200 000 рублей. За рецидив агрегаторам придётся заплатить по 50 000 – 100 000 и 200 000 – 300 000 рублей соответственно. После третьего нарушения власти смогут обратиться в суд, чтобы аннулировать аккредитацию и блокировать платформу. Чтобы вернуться на рынок, сервису понадобится минимум год.
Представитель юридической фирмы «Зарцын, Янковский и партнёры» Роман Янковский считает, что если в РФ введут аккредитацию, ответственность, штрафы, то многие водители не захотят пользоваться услугами сервиса и уйдут в «серую зону», то есть будут договариваться с пассажирами, например, в соцсетях.
Ранее дептранс Москвы уже предлагал сделать все расчёты за услуги безналичными: это позволит государству забирать часть от каждого платежа в свой бюджет в виде налога. Напомним, при этом владельцы сервисов уже объясняли, что плата, которую водители получают от пассажиров, не подлежит налогообложению, так как её размер меньше, чем топливные расходы.