Качество автомобильного топлива в России продолжит снижаться
Нефтяники продолжают сдерживать розничные цены на горючее в России, поэтому некоторые игроки рынка будут искать иные варианты, чтобы сделать бизнес прибыльным.
Оптовые цены на бензин и «дизель» снова выросли в конце августа 2018 года. Это негативно скажется на бизнесе независимых автозаправок, которые покупают горючее у нефтеперерабатывающих компаний. Они только недавно отошли от весенних потрясений рынка, вызванных увеличением оптовых цен, однако, им уже стоит готовиться к новому «удару».
По словам Ильи Джуса, представителя вице-премьера Дмитрия Козака, «угроза давления на розничные цены [на топливо, – прим. ред.] в настоящее время минимальна», несмотря на то, что многие российские НПЗ ушли на плановые ремонты. При этом, по словам начальника профильного управления службы Дмитрия Махонина, ФАС всё же обсуждает с нефтяниками идею полного отказа от экспорта бензина на период ремонтов заводов.
Оптовые цены на горючее снова растут, в итоге снижается рентабельность независимых АЗС: покупая бензин и дизтопливо дороже они не могут увеличивать цены и в рознице, так как это приведёт к оттоку клиентов (ведь заправки нефтекомпаний могут позволить себе сдерживать розничные цены).
Подобная ситуация на рынке была совсем недавно: оптовые цены с начала года по конец мая увеличились примерно на 35%, тогда как розничные цены выросли в среднем на 7,3% (по оценке Росстата). Но и это оказалось значительным увеличением и вызвало массовые протесты автовладельцев в разных городах России.
Если же цены сдерживать необходимо, то, чтобы сэкономить, снижать придётся качество горючего или его объём: к такому выводу вполне могли прийти некоторые игроки топливного рынка. Один из источников «Коммерсанта» назвал такой метод «традиционным, хотя и незаконным». Речь о тех компаниях, которые смешивают качественное топливо с «плохим», чтобы таким образом получить выгоду. Чаще всего такой «коктейль» можно встретить на АЗС в Сибири и в южных регионах.
Другой вариант для работающих в убыток владельцев независимых АЗС – выставлять свой бизнес на продажу. Президент ассоциации «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин рассказал о том, что недавно сеть «Линос» без ребрендинга перешла под управление вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК), сеть включает в себя 25 заправок в Северной столице и 16 – в Ленинградской области.
Единственным законным способом повысить маржинальность, не переходя под управление ВИНК, для независимых АЗС стало развитие побочного бизнеса. Речь идёт о продаже стеклоомывающей жидкости, масел, освежителей воздуха в салоне и т. д.. Некоторые открывают также кафе или небольшие магазины при заправках. Неудивительно, что ранее они выступали за продажу алкоголя на АЗС – этот бизнес всегда был и остаётся прибыльным, при этом, судя по статистике аварийности, запрет на продажу спиртного на заправках (ввели в 2011 году) не сказался на уменьшении количества «пьяных ДТП».