Тест-драйв

Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Private property! No trespassing! Authorized vehicles only! Чертыхаясь, я каждый раз разворачивал ревущего монстра и утыкался в гугл-карты в тщетных попытках найти бездорожье, не принадлежащее никакому лендлорду или не находящееся под защитой государства как часть национального парка. Но это Калифорния, детка! Всё поделено до нас…

Роняя на клавиатуру слёзы невозможности на 100% использовать колоссальный внедорожный потенциал этого автомобиля, расскажу, в чём HMMWV выигрывает у российского “Тигра”, чего у него общего с Land Rover Defender и Rolls-Royce Silver Seraph и почему по итогам теста я понял, что гражданский Hummer H1 нравится мне даже больше, чем его армейский сородич.

Хамви, батя Хаммера

Признаться, словосочетание «армейский Хаммер» в заголовке я использовал просто для того, чтобы читателя не смутило буквенное сочетание HMMWV и все поняли, о чём идёт речь. На самом же деле всё наоборот…

HMMWV расшифровывается как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, то есть «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство», а полностью “по фамилии-имени-отчеству” его зовут AM General HMMWV M998. Но так как американцы страсть как не любят аббревиатуры, по жизни стремятся к простоте и вместо внушающих хтонический ужас ГБУЗ МИАЦ предпочитают писать просто Clinic, то в повседневной жизни автомобиль называют созвучным Humvee, то есть «Хамви».


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Производят эти машины с 1984 года и по сей день на заводе компании AM General в городе Мишока, штат Индиана. Здесь же, с 1992-го по 2006-й выпускали Hummer H1 – гражданскую версию «Хамви», которая имела такую же трансмиссию и ходовую, однако более удобный интерьер и выбор моторов, в том числе бензиновых, коих на HMMWV никогда не ставили. В 1999 году права на бренд Hummer продали General Motors. Появившийся в 2002 году Hummer H2, ставший затем популярным у рэперов в цепях и сутенёров в мехах, выпускался там же в Мишоке, но технически к Humvee не имел вообще никакого отношения — это машина на «тележке» GMT820, сугубо бензиновая и гораздо более «асфальтовая».


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Hummer H1, Hummer H2, HMMWV M1038

Напоследок, перед тем как сесть за руль, скажем пару слов о критике HMMWV. Множество российских авторов статей на военную тематику с некой долей язвительности припоминают Хамви жертвы во время военных операций США в Ираке и Афганистане в 2000-е. И делают из этого вывод, что машина показала себя недостаточно защищённой и в боевых условиях полностью провалилась.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Тут надо сделать пояснение. Базовая версия Хамви вообще не имеет никакого бронирования и главное его амплуа — вездеходное. Бронированные версии HMMWV существуют, но производили их в относительно небольших количествах. Все 80-е и 90-е годы, когда армия США принимала участие в более-менее “традиционных” военных конфликтах с фронтом и тылом — в Панаме, Персидском заливе и Сомали, к машинам было не так много претензий. Критика в американской прессе, затем подхваченная нашими “экспертами”, началась в 2000-х, когда незащищённые HMMWV отправили в Афганистан и Ирак.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer
                        
                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Фото: commons.wikimedia.org/wiki/Humvee

Хамви стали лёгкой добычей для боевиков, атакующих из засады: без брони были уязвимы для обычного стрелкового оружия, а бронированных единиц банально не хватало. Кроме того, любая (!) машина, не только Хамви, с плоским небронированным днищем смертельно опасна для водителя и пассажиров в случае подрыва на мине.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Учитывая затяжной характер конфликтов современности и вовлечение в них формально гражданского населения, трудно отличимого от участников экстремистских группировок, с 2007 года, уже более 10 лет, армию постепенно пересаживают на MRAP — более тяжёлые бронированные автомобили защищённого класса с V-образным днищем, рассеивающим взрывную волну.

Читать так же:  Обновленная Toyota Prius обрела более традиционный дизайн

В общем, ошибки в стратегии и тактике оставим на совести американских офицеров, огульную критику Humvee — на совести самих критиков, и отдадим должное инженерам, сделавшим большой, лёгкий, невероятно проходимый и надёжный автомобиль.

Сержант на гражданке

Что роднит Хамви с Дефендером? Правильно, кубизм форм, который в американском внедорожнике доведён даже не до абсолюта, а до абсурда. А ещё — широкое использование алюминия! Да, пусть это и армейская техника, однако же облегчение конструкции — это рост и проходимости, и грузоподъёмности. Так что каркас кузова алюминиевый, кожух двигателя — стеклопластиковый, а двери вообще брезентовые легкосъёмные, с простейшими пластиковыми замками на пружинах и “окнами” на молниях.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer
                        
                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Поездка на Хамви — сплошной аттракцион, который начинается с первой минуты. Затворив за собой лёгкую «калитку», оглядываем спартанскую обстановку, окрашенную в цвет кузова, и приступаем к процедуре запуска, которая достойна того, чтобы записать о ней короткое видео:

https://www.instagram.com/p/Bm5BtoXFHsi/?utm_source=ig_embed

Если закрыть глаза, можно представить себе, что ты в Камазе. Акустическое сходство легко объяснить: так же как и на татарском грузовике, у Хамви под капотом — дизельный V8, который даёт не только характерное урчание, переходящее в рёв по мере подъёма оборотов, но и «восьмёрочные» обертона, столь приятные моему уху.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Мотор от Detroit Diesel — воплощение олдскула. Наддува нет, ТНВД механический, впрыск непрямой через вихрекамеры, единственный распредвал в развале блока и привод клапанов через толкатели-пушроды. Отдача — 185 сил при 3600 об/мин и 447 Нм при 2100 об/мин. Работает всё это очень громко и ощутимо воняет соляркой. Коробка — только автоматическая, 4-ступенчатая GM 4L80E, максимально выносливая и предназначенная для грузовиков, автобусов, бронетранспортёров, а также тяжёлых лимузинов Rolls-Royce.

Педаль газа на Хамви нужно давить полной стопой, от души. Поскольку дизель «моментный», а трансмиссия «короткая» (суммарное передаточное число трансмиссии — 5,24:1!), то сильно быстро наше «высокомобильное транспортное средство» всё равно не поедет. Но в потоке удержится.

https://www.instagram.com/p/Bm-yH9FFGe5/?utm_source=ig_embed

Эти кадры я писал буквально в первые минуты поездки, а затем довольно быстро освоился с габаритами. На самом деле, чувствовать габариты на Хамви не сложнее, чем на любом другом автомобиле. В определённом смысле даже проще! Передний край отлично виден благодаря торчащей решётке «кенгурятника».

Как ведёт себя ходовая на неровностях? Ну, в общем-то, предсказуемо. Рычаги подвески, которым можно при желании забивать корабельные гвозди (но лучше не стоит), вместе с пружинами и амортизаторами прекрасно изолируют раму от вибраций и колебаний разной амплитуды. А вот кузов скрипит, крышки ящиков под задними сиденьями бряцают… вся эта какофония звуков несколько портит впечатление.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Управляется Хамви сравнительно легко — рулевое управление с редуктором и трапецией имеет ГУР, и усилие на нём неплохо сбалансированно. Маневрирование на ограниченном пространстве и малых скоростях не нужно превращать в состязание по арм-рестлингу — крутить маленькую тонкую баранку можно одной правой (можно и левой, но не очень удобно тянуться), спасибо владельцу за установленную рукоятку, именуемую в среде отечественных газелистов “грибком”.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Кстати, в это трудно поверить, но диаметр разворота от стены до стены у американского вездехода весьма скромный — всего 25 футов, то есть 7.62 метра (очень удивился такому значению — с рулеткой не мерил, но перепроверил по ряду источников: везде такая цифра — прим.авт.). Для сравнения, у Toyota Land Cruiser 200 это 11.8 метра, а у Renault Logan — 10.7.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

При этом и на достаточно высоких, по меркам HMMWV, скоростях в рулевом нет ни люфтов, ни ощущения, что руль живёт своей жизнью, сообщаясь с колёсами постольку-поскольку. Можно отметить, что «ноль пустоват», но не буду — не та категория техники. Главное, что ездить можно без ощущения ущербности как по открытым широким грунтовкам, так и по узким извилистым дорожкам гламурных предместий Лос Анджелеса.

Читать так же:  Ле-Ман: Утренняя разминка прошла на мокрой трассе

Расстегнул молнию на брезентовой двери, откинул прозрачную секцию-”окно”, высунул локоть навстречу набегающему потоку воздуха и вперёд — ловить “лайки” прохожих и водителей, которые на светофорах интересуются, “как оно”. Отлично, друг! Сам кайфую!


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

На дальняк на этой машине поехать, конечно, можно, но впечатления от поездки будут специфическими. Про шум я уже говорил — его много. Расход, по моим примерным замерам, составляет никак не меньше 20 литров на 100 км, плюс очень, даже слишком хорошо, чувствуется скорость. На 50 км/ч, на которых обычная гражданская машина плывёт, едва слышно шурша шинами, Хамви будто осуществляет операцию «буря и натиск». Превышать допустимые ограничения совершенно не хочется. Однажды на трассе попробовал разогнаться до 100 км/ч — это предел по спидометру. Показалось, что запас ещё есть, но от такой поездки недолго и оглохнуть.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Правда, уже после тест-драйва я осознал, что кое-чего НЕ слышал. А именно — характерного для отечественной техники воя мостов, ни при наборе скорости, ни при сбросе газа. А ведь редукторов только в мостах тут аж шесть!

Кроме того, на Хамви есть своего рода «армейский круиз-контроль». Работает он примерно так:

https://www.instagram.com/p/Bm_HdgzFllm/?utm_source=ig_embed

Категорически не понравились сиденья. Регулировка исключительно по высоте в трёх фиксированных положениях — это ладно. Но почему такие короткие подушка и спинка? Спина у меня начала ныть буквально через полчаса езды. Думаю, что чисто технические возможности улучшить удобство водителя имелись, однако армейская логика работает иначе. Видимо, стоит сказать спасибо за то, что сидеть нужно не на деревянной лавке, а хотя бы на слое мягкой набивки.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

В приближенных к боевым

Как я уже говорил в самом начале, довольно долго я пытался найти более-менее приличное бездорожье, чтобы сделать эффектные кадры с попыткой вывесить колёса и видео с подъёмами на гору… Затея эта не удалась: максимум, что удалось найти в не в меру цивилизованной Калифорнии — это вот такой грунтовый бугор.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

А почему, собственно, я так стремился отыскать оффроуд? Дело в том, что трансмиссия и ходовая часть у Хамви прямо-таки просятся в максимально дикое место. Судите сами:

https://www.instagram.com/p/BnB0Shvlt-n/?utm_source=ig_embed

На этом моменте скептический читатель, сощурясь и отведя голову чуть в сторону, скажет: минуточку, позвольте! Ведь портальные мосты с тремя редукторами — это вовсе не изобретение AM General. Наш, отечественный УАЗ-3151 имел такие же, называемые «военными», причём купить машину с ними можно было в салоне у дилера. Ещё портальными мостами могут похвастаться немецкие вездеходы Mercedes-Benz Unimog, австрийские Puch Pinzgauer, шведские Volvo C303 “Laplander”, чешские полноприводные грузовики Tatra, советско-украинские ЛуАЗ-969 и не только.

Но только у Humvee и Toyota Mega Cruiser (а также, возможно, у каких-то других, более редких машин) мосты — «гибкие», то есть крутящий момент передаётся от “осевого” на колёсные редукторы через полуоси с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС). Что, собственно, позволяет установить на автомобиль независимую подвеску, улучшая управляемость и проходимость.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Естественно, все три дифференциала здесь блокируемые, поэтому Хамви может передвигаться, пока хотя бы одно колесо имеет сцепление с твёрдой поверхностью. Правда, принудительно блокируется только межосевой дифф, а в мостах — «самоблоки» типа Torsen с ограниченным распределением момента (были версии с тремя принудительными, но у нас — стандартная).

Читать так же:  Девять лет совместной жизни: опыт владения Lexus GS 300 II


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Показатели геометрической проходимости обещает поистине чумовые впечатления. Например, угол въезда составляет 47 градусов, высота вертикального препятствия, на которое он гарантированно заберётся — 45 сантиметров. Тут главное, чтобы хватило смелости у водителя!


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Здесь скептический читатель должен усмехнуться в усы и спросить: далеко ли уедет ваш тяжёлый Хамви по мягкому грунту или снегу? И тут сюрприз: снаряжённая масса армейского вездехода — меньше, чем у обычного Toyota Land Cruiser 200! HMMWV в зависимости от модификации тянет на 2,36-2.67 тонны, а «Крузак» на 2,4-2,72. Но как, Холмс? Во многом благодаря облегчённой конструкции, о котором мы говорили в начале. Новый Land Rover Discovery, который также имеет алюминиевый кузов, с дизельным мотором, скажем, весит ненамного меньше — 2,23 тонны.

Ну а если сравнивать с военными автомобилями, то упомянутый выше Toyota Mega Cruiser с 4-цилиндровым дизельком — это 2.9 тонны, а отечественный «Тигр» (ГАЗ-2975) даже в небронированном варианте весит аж 5.3. Вот уж на чём в поле я бы заезжать даже не рискнул…


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

В общем, цифры и факты таковы, что хочется бросить всё и отправиться на поиски приключений подальше от лос-анджелесской частной собственности. Например, куда-нибудь в район Большого Каньона в Аризоне, где мы в прошлом году тестировали всё тот же Land Rover Discovery. Там 30-летний старина Хамви задал бы жару новобранцам… Заношу подобную поездку в свой “список мечт”. И делаю пометку, что выбирать лучше всё же гражданский вариант Hummer H1, где такая же выдающаяся ходовая и трансмиссия, зато можно выбрать турбодизель помощнее, а в салоне более-менее нормальные сиденья и кондиционер. Хотя, чего греха таить, в спартанском армейском исполнении, который едет “с шумом и пылью”, есть своё нерациональное очарование.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Ирак — Небраска — Калифорния

Хозяин машины, Мэтт Рино из Лос Анджелеса, зовёт её Грэйси. Он купил HMMWV 1988 года выпуска с аукциона, который проводила военная база в Небраске — армия активно распродаёт порядком устаревший транспорт в рамках обновления парка. Вездеходы от AM General постепенно вытесняют JLTV — “общие лёгкие тактические автомобили” от компании Oshkosh, которые главным образом отличаются “врождённой” защитой от мин (производимые сейчас Humvee отправляются исключительно на экспорт).


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

На мирную службу в Небраске, судя по документам, машину привезли из “горячей точки” в 2006 году. Где именно несла до того службу Грэйси, неизвестно, но судя по родному грязно-жёлтому окрасу (американцы называют этот цвет “drab”), где-то в Ираке или Афганистане. Возила она солдат и грузы, в боевых действиях, похоже, не участвовала — это в целом определило неплохое изначальное состояние.

Полная реставрация Грэйси не потребовалась, но Мэтт заново покрасил кузов и немного доработал автомобиль для “гражданского” использования: установил “музыку” и новую оптику. Как ценитель стоковых янгтаймеров, не могу не отметить, что окраска местами выполнена небрежно (интерьер, похоже не разбирали — некоторые контрольные лампы частично закрашены), а фары прекрасно бы себя чувствовали и без чужеродных светодиодов.

https://www.instagram.com/p/BiKQ2gjH11c/?utm_source=ig_embed

Так или иначе, в свой бальзаковский возраст Грэйси входит в отличной форме — ей повезло быть спасённой и от атак талибов, и от пресса при списании. Сейчас она “работает” в качестве прокатного автомобиля в Р2Р-каршеринге (где частные лица сдают машины друг другу) и иногда возит Мэтта с его семейством в путешествия по Южной Калифорнии, таская огромный винтажный прицеп-дом Airstream.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer
                        
                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer
                        
                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Кстати, если вдруг Грэйси, как и мне, запала вам в душу, то у неё есть аккаунт в Инстаграме — подписывайтесь, чтобы добавить в вашу ленту немного тёплого калифорнийского ветра с запахом солярки.


                        Спасти рядового Грэйси: тест-драйв армейского Hummer

Источник:www.kolesa.ru

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button