Волга Сайбер: вспомним последнюю легковую модель ГАЗа
Горьковский автозавод долгое время пытался выпустить современную легковую модель, которая бы стала достойным преемником “Волге 24″, однако ни одна из попыток так и не стала по-настоящему успешной.
В конце-концов, на предприятии решили наладить сборку лицензионной иностранной модели. Выбор пал на седан Chrysler Sebring образца 2000 года. На тот момент последний уже не являлся современным автомобилем, однако по-сравнению с морально и технически устаревшей Волгой 24 это был определенно шаг вперед.
Для начала серийного производства автомобиля холдинг Олега Дерипаски, который и владел ГАЗом, приобрел оборудование завода Sterling Heights, где выпускался упомянутый Себринг и родственный ему Dodge Stratus. Сумма сделки составила солидные $150 млн.
Премьера предсерийного варианта модели под названием GAZ Siber состоялась в августе 2007 г на московской выставке “Интеравто”, а в июле 2008-го стартовало серийное производство четырехдверки, которая дебютировала на российском рынке под названием Volga Siber.
Хотя Волга Сайбер и является переосмыслением исходного Крайслера, однако уникальных конструктивных особенностей у российской модели немало. Стоит отметить, что для придания внешности уникальности компания ГАЗ обратилась к британскому ателье Ultramotive, скорректировавших форму бамперов и разработавших новую светотехнику, тем самым сделав Siber более строгим.
Настройки подвески также были пересмотрены, причем акцент был сделан на улучшение управляемости. Здесь стоит отметить, что если на Крайслер Себринг дорожный просвет равен всего 110 мм, то на Волге Сайбер клиренс составил 140 миллиметров.
Впрочем, как показала практика, этого оказалось недостаточно – на российских дорогах пятиметровый автомобиль все равно чувствует себя некомфортно. На Горьковском автозаводе также уделили огромное внимание мелочам. К примеру, специалисты предприятия заменили стандарт резьбы с дюймовой на метрическую.
Помимо целого ряда удачных решений, Волги Сайбер имеет и технические просчеты. В частности, добраться к неудачно расположенному под бампером аккумулятору можно только при вывернутом или снятом колесе. Впрочем, подобным недостатком “грешит” и оригинальный Sebring.
На старте продаж Волга Сайбер предлагалась исключительно с 2,4-литровым четырехцилиндровым двигателем и автоматической коробкой передач, хотя представители ГАЗа обещали расширить линейку силовых агрегатов за счет моторов объемом 2,0 и 2,7 литра, а также МКПП. На деле же механика появилась только в 2010 г, а новые движки для модели так доступны и не стали…
Изменить планы компании GAZ пришлось из-за разразившегося финансового кризиса и крайне низкого спроса на модель. Так, в две тысячи восьмом с конвейера сошло только 1 717 машин (вместо запланированных 3 тысяч), при этом реализовать удалось лишь 428 седанов.
В две тысячи девятом руководство ГАЗа рассчитывало продать порядка восьми тысяч экземпляров Сайберов (именно столько изначально было закуплено машинокомплектов), однако вместо этого предприятию пришлось остановить выпуск машин уже в марте того же года.
Спасти положение вызвалось правительство РФ, при финансовой поддержке которого завод вновь был запущен в июне для выполнения госзаказа. В рамках последнего ГАЗ собрал 188 и 256 экземпляров Volga Siber для МВД и МЧС. Всего же в 2009 г компания выпустила 2 151 седан, при этом продав 2 780 штук.
Благодаря запуску государственной программы утилизации, а также собственной акции, предоставляющей покупателям скидку в дополнительные 70 000 рублей, компании GAZ удалось собрать и продать за 2010 год 5 065 и 5 490 экземпляров. Однако проект Волга Сайбер все равно продолжал оставаться убыточным, поэтому в октябре десятого производство модели было остановлено окончательно.
За время своего непродолжительного пребывания на конвейере автомобиль разошелся тиражом 8 933 экземпляра, при этом нереализованные машины в дальнейшем пополнили таксопарк Краснодарского края. Так закончилась история седана Volga Siber – последней на данный момент легковушки от Горьковского автозавода.