Новости

«Джипы» против самого крутого бездорожья Америки

Имя ему — Rubicon Trail. Древняя индейская тропа через горы Сьерра-Невада, которую c 1953 года регулярно штурмуют отчаянные джиперы. Выдерживают не все…

Это в России найти приключения на свои колеса не проблема. Свернул налево — залип в грязи по зеркала, поехал направо — угодил в болото. Колея так вообще всегда по пути. А в Америке по-дикому оторваться не выйдет. Кругом заповедники и частные владения, нахальное вторжение в которые сулит, в лучшем случае, неприятный разговор с представителями власти или хозяином земли, в худшем — пулю без лишних разговоров. Поэтому джиперы вынуждены рубиться в резервациях — на специальных трассах — и ни шагу в сторону.

Rubicon Trail проходит через лесные заповедники Эльдорадо и Тахо. Экологи следят, чтобы джиперы не накатывали нелегальные маршруты и не мусорили. Из-за высокой пожароопасности даже окурки заставляют топить в бутылке с водой и увозить с собой

С другой стороны, дефицита официальных трейлов в Соединенных Штатах нет. Причем далеко не все маршруты напоминают знакомые россиянам заводские псевдовнедорожные полигоны, способные напугать разве что новичка, где препятствия не заставляют выходить из машины — вдруг обувь запачкаешь. Три года назад мы сгоняли на одну из правильных троп в гости к cатане и немало впечатлились лунно-марсианским ландшафтом. Но трасса Hell’s Revenge в Юте имела рейтинг сложности 6 из 10, а что такое максимум экстремального офроуда по-американски? 10 из 10 — это как раз легендарный Rubicon Trail на стыке Калифорнии и Невады, который пафосно величают «дедом внедорожных маршрутов».

Вне зоны действия сети

Формально здесь, по древним следам индейцев и золотоискателей, проложена дорога. На рубеже 19-20 веков от городка Джорджтаун до курортных гостиниц «Вентворт Спрингс» и «Рубикон Спрингс» буднично курсировали дилижансы. Потом их сменила моторная техника — обычные легковушки, а не вездеходы. Но Великая депрессия 30-х похоронила гостиничный бизнес и оставила Rubicon Trail на попечение природы. Поэтому современным картам неведомо, что относительно проезжий отрезок занимает теперь меньше половины 35-километрового маршрута. От озера Лун через горный хребет и реку Рубикон до самого финиша на берегу озера Тахо тянется малопроходимая тропа, передвижение по которой местные джиперы называют rock crawling, а именно — ползание по камням. Очень точное определение: пешим порядком по скалам перемещаться сподручнее и быстрее. В Юте на Hell’s Revenge булыжников тоже полно — в том числе огромных, величиной с дом. Однако реально сложный рельеф там встречается дозировано. Плюс для слабых духом и техникой хватает альтернативных путей-объездов.

Наравне с серийными «Рэнглерами» трассу преодолел прототип Stitch. Почти багги, прыгал по камням акробатом. Но эта вседозволенность, видимо, убаюкала пилота — на финиш концепт приехал с погнутой рулевой тягой

А Rubicon Trail философией напомнил легендарные моренные озера на «Ладога-Трофи». В свободные от джиперских фестивалей дни въезд бесплатный, потому что это только твое добровольное решение: рубишься до конца или остаешься здесь — полутонов не существует. За рамками официальных мероприятий эвакуация не предусмотрена, технической помощи извне — тем более. Селений и кафе нет, жить приходится в палатках и общаться только со спутниками да бурундуками. Даже просто так взять и позвонить 9-1-1, если стало страшно, не выйдет, поскольку связь доступна исключительно по спутниковому телефону. Что говорить — громоздкое снаряжение и питание на всю группу в ночной лагерь забрасывали вертолетом.

Читать так же:  Chevrolet Tahoe сел на диету

Медведей не кормить!

Как видите, в сытой цивилизованной Америке тоже хватает дикой природы. И это не метафора. Нам под угрозой смерти запретили оставлять на ночь еду в палатках и машинах. «В прошлом году медведь забрел. Учуял в салоне “Джипа” забытый пакет с мусором и в поисках съестного полностью уничтожил Wrangler», — инструктор Джим явно не шутил. К слову, даже на обжитом берегу озера Тахо население складирует отбросы в защищенные железные контейнеры, поскольку мишки и сюда частенько заходят в гости.

Rock crawling — командная работа: в этом вопрос выживания людей и сохранности техники. Напарник может идти сзади, подбирая оторванную кузовщину, но грамотнее отправить штурмана вперед — подсказывать оптимальную траекторию. Таких помощников называют споттерами

От этих бронепомоек мы как раз и стартовали, поскольку джиповцы задумали авантюрную экспедицию — покорить самый сложный отрезок Rubicon Trail дважды: добраться в частный лагерь Rubicon Springs на берегу реки Рубикон и вернуться назад к Тахо тем же маршрутом. Эпичность приключения опишу таким фактом: пожалуй, я не назову ни одного крупносерийного внедорожника, способного выполнить этот трюк без подготовки и тюнинга. Исключение — Jeep Wrangler в заводском экстремальном исполнении Rubicon. Российские трофи-спортсмены увесистый и нежный, по их мнению, в плане электроники американский вездеход не особо жалуют. Но неспроста автомобиль назвали по имени сложнейшей трассы — он заточен именно на скалолазание, а не броды и болота. Еще в 1953 году 155 отчаянных парней взяли и в целях популяризации родных мест прошли Rubicon Trail на списанных армейских «Джипах». Так родился Jeep Jamboree — ежегодный слет фанатов марки. А сама компания сделала опасную тропу тестовым полигоном самых способных моделей линейки.

Rubicon на «Рубиконе»

Если кто забыл, как мы встречали альпийской грязью новый Wrangler при его первом визите в Европу, вкратце напомним, чем отличается версия Rubicon:

  • Раздаточная коробка Rock-Trac с понижающей передачей 4:1;
  • Жесткие блокировки переднего и заднего дифференциалов Tru-Lock;
  • Отключаемый передний стабилизатор поперечной устойчивости;
  • Усиленные мосты Dana 44 с короткими главными парами;
  • Оригинальные подвески;
  • Силовая защита днища и порогов;
  • Зубастые 32-дюймовые шины BF Goodrich.

Wrangler Rubicon даже в стоке скроен правильно. Угол въезда — 44 градуса, съезда — 37. И это при 28-сантиметровом клиренсе и огромных ходах зависимых подвесок. Иными словами, этот Jeep способен забраться на почти отвесный уступ и пропустить под порогом валун по колено высотой

Проще говоря, акцент сделан на прочность, геометрию и тяговые способности. Определенные опасения внушал зацеп на камнях компромиссной резины BF Goodrich All-Terrain T/A K02 (на европейском исполнении стояли покрышки M/T), однако взамен экспедиционный Wrangler порадовал крепкими стальными силовыми бамперами — такими не страшно опереться на дерево или скалу. К тому же для экспедиции нам выделили модификацию с двухлитровой турбированной «четверкой» c непосредственным впрыском. Именно с таким 272-сильным бензиновым двигателем «Рэнглеры» в кузове JL начали поступать в Россию. И это не самая хорошая новость, поскольку по асфальту и грунтовкам турбодизельная 200-сильная машина едет адекватнее. А с бензиновым агрегатом восьмиступенчатый автомат 850RE уживается хуже: пусть с динамикой ощутимых проблем нет, но такой Wrangler подтупливает в начале ускорений, чаще и грубее щелкает передачами.


Одно и то же препятствие, одинаковые автомобили, а ползут по-разному — синий Jeep прошел порог заметно мягче. Потому что даже в стесненных условиях Rubicon Trail водительское мастерство имеет значение

Хорошо хоть на бездорожье особой разницы нет. Условия на Rubicon Trail постоянные: знай себе ползи потихоньку, не дергай машину да траекторию выбирай правильно, чтобы особо высокие валуны не оказались под днищем. В таком неспешном режиме и при лютой понижайке 4:1 (крутящий момент на колесах увеличивается в 77,2 раза!) тип мотора решающего значения не имеет, разве что дизель, скорее всего, оказался бы экономичнее.

Читать так же:  Не баг, а фича: тест-драйв нового Mercedes-Benz G-Klasse

Для триала лучше покороче

А вот водителю на каждом метре тропы необходимы внимательность и чутье. Потому как даже «Рэнглеру» можно сделать очень больно, если поехать не так и не туда. На особо сложных участках вперед выходят штурманы-споттеры, подсказывают, но кому-то из зарубежных коллег и это не помогло — по камням потянулся свежий масляный след, от удара дал течь редуктор переднего моста. Вскоре колонна остановилась: в неловком маневре Jeep загнал валун под раму и прилип, словно голодный клещ к свежему телу. Гребет колесами, ерзает в разные стороны, но не едет. Чтобы выдернуть машину, пришлось поднимать Wrangler пневмодомкратом и оттаскивать тросом назад.

Это единственный момент в экспедиции, когда пришлось разматывать трос. В остальных случаях подсевшие «Джипы» выбирались сами или при помощи мускульной силы окружающих

Jeep не виноват, такие вещи случались от недостатка опыта у некоторых участников путешествия. Wrangler Rubicon вообще в очередной раз удивил выносливостью и проходимостью. С отключенным стабилизатором мосты скрещиваются на фантастический угол, колеса от земли оторвать, кажется, нереально. Защита сделана грамотно — не цепляет за рельеф, при этом эффективно прикрывает кузов и основные агрегаты. Рулить приятно и легко (связка электрогидравлический усилитель плюс демпфер работает четко), а со снятыми дверями и крышей еще и удобно — чуть нагнулся, ты уже на улице, обстановка под колесами на виду.

Без окон, без дверей прикольно триалить, но стоит поехать чуть побыстрее, пассажиры неуютно ежатся от холода. Эрзац-зеркала трясутся и складываются от ветра, салон (а также одежда и вещи) покрывается толстым слоем пыли, ветки стегают по лицу тех, кто не успел отвернуться. Хотя ради таких эмоций люди и едут покорять Rubicon Trail

Но как человеку мешают лишние сантиметры в талии, так и внедорожнику вредит прибавка к колесной базе. Удлиненная на внушительные 55 см версия Unlimited удобнее в повседневной жизни, однако на Rubicon Trail поспевает за двухдверным Wrangler едва-едва. И каким бы умелым не был водитель, проезд растянутого «Джипа» по препятствиям раз за разом сопровождался противным, как пальцем по стеклу, скрежетом металла о скалы. С другой стороны, все Unlimited справились с задачей — до Рубикона добрались без серьезных потерь, исключая царапины на защите, дисках и замятые борта. И, что интереснее, вернулись назад, хотя это было гораздо сложнее.


Короткий ролик о джиперских ошибках и нелегкой судьбе длиннобазного Wrangler Unlimited на камнях. Рекомендуем смотреть со звуком

От «Мопара»: крутой, но легальный тюнинг

Moparized — так называют «Джипы», доработанные аксессуарами и запчастями фирменного подразделения Mopar. Тема классная: легально, надежно, а главное — просто, хотя в линейке тюнинга хватает серьезных вещей. Выбираешь по каталогу нужную штуковину, снимаешь старое, ставишь новое — без переделок и подгонки по месту. Используя мопаровский конструктор, легко собрать монстра вроде того, что мы выпросили у итальянских журналистов на второй день путешествия по Rubicon Trail.

В Америке 98% «Рэнглеров» покидают дилеров с мопаровским оборудованием. В России каталог аксессуаров тоже постепенно сертифицируют — уже одобрено более 80 позиций из 200, среди которых есть шноркель, но пока нет лебедки и «злых» колес

Красный Wrangler Rubicon 3.6 V6 оснастили лебедкой Warn, дополнительным LED-светом, лифт-китом, подвеской Fox и 35-ми грязевыми колесами с бедлоками (и это не считая дизайнерских мелочей). Вещи сугубо офроудные, поэтому такой Jeep ожидаемо охладел к асфальту. Как позже выяснилось, на твердом покрытии машина донимает низкочастотным гулом покрышек, заторможенной реакцией на маневры, жестковатыми потряхиваниями и зудом на органах управления. Добраться своим ходом до места покатушек — нормально, ездить каждый день — удел крепких парней.

Читать так же:  Дайджест дня: премьеры Чикаго, тест Google Maps и другие события индустрии

Зато по камням «отмопаренный» Jeep прет нагло — чуть ли не напролом, с бесстрашием танка. Аккуратничать приходится меньше: подвески случайными прыжками не пробить. При этом защита остается в порядке, ведь касаний не происходит — так высоко кузов от земли. Бензиновый атмосферник Pentastar (284 л.с.) в Россию решили не привозить — дорого, а вот американцам повезло. Даже на крутом грунтовом подъеме достаточно отпустить тормоз, чтобы Jeep пополз вперед. Тяги с лихвой и дозировать ее удобно, а в этом залог успешного триала по скалам.


«Злой» Wrangler Rubicon от Mopar ползет по трассе без напряга, но иногда застревает и этот монстр. Тогда большие колеса, мощный мотор и прочная подвеска позволяют брать препятствие наскоком

Территория «Джипа» на холме «Кадиллака»

Машину заменили вовремя. На Rubicon Trail правило «дорога домой всегда кажется быстрее», как оказалось, не работает. Потому что на обратном пути к озеру Тахо колонне пришлось штурмовать подъем на перевал, по которому вчера аккуратно и довольно проворно спустились. Cadillac Hill — одна из ключевых точек маршрута, отмеченная на старте восхождения символическими могилами и ржавыми останками старой легковушки на склоне. Бывалые сказали, это и есть «Кадиллак», подаривший холму имя.


Кратко о восхождении на Cadillac Hill. Даже по сухому здесь скользко

Этот отрезок заставил использовать весь внедорожный арсенал «Рэнглера». Понижайкой в олдскульной раздатке без авторежима и отключенным стабилизатором не обошлось. Пришлось дойти даже до блокировки переднего дифференциала. И так, шаг за шагом (иначе не скажешь), нащупывая зацеп, карабкаться на вершину по отполированным шинами до блеска камням и корням деревьев. Маневр ограничен габаритами тропы шириной чуть больше машины, и пикантность ситуации придает осознание мрачного факта: если на следующем уступе тебя опрокинет или стащит вбок (что уже случалось на этом подъеме), кувыркаться вниз придется долго, выжить — сложно. Нам повезло, на небе ни облачка — солнце высушило трассу и позволило забраться наверх, пусть и с трудом, всей колонне. Выдыхаем.

На таких агрегатах власти патрулируют национальные заповедники, а джиперы просто развлекаются на Rubicon Trail

Или это Wrangler Rubicon молодец? Автомобиль-икона, созданный для специфических условий американского бездорожья, здесь отрабатывает немалую цену (от 37 945 долларов в Америке и от 3 740 000 рублей в России) на все сто. И эйфория от финиша на Rubicon Trail ни при чем. Спросите у тех ребят, что встретились нам по пути: от пузатых-бородатых джиперов до егерей — все они ползли по трассе на «Рэнглерах» или их предках серии CJ. Для таких людей выбор правильной техники — вопрос выживания, а не квасного патриотизма. А для «Джипа» — реальный предмет гордости и вызов остальным. Ну, кто готов повторить — дойти до Рубикона, перейти и вернуться? Другое дело, что на весь мир Rubicon Trail только один…

Символические захоронения у подножия холма Кадиллака основаны на реальных событиях. К примеру, в 2012 году здесь перевернулся, покатился вниз и загорелся один из автомобилей-участников слета Jeep Jamboree. Экипаж серьезно обгорел, людей пришлось спасать вертолетомЮрий Урюков
Заместитель главного редактора Авто Mail.Ru / Фото автора и Jeep
Источник:auto.mail.ru

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button