Путешествие по морю: насколько это безопасно?
Путешествие на океанском лайнере — это умиротворяющая безбрежная водная гладь, респектабельный отдых, калейдоскоп стран и городов, новые ощущения. Но насколько безопасен морской транспорт?
Развитие авиации, казалось бы, должно было снизить интерес к морским поездкам. Но в последнее время популярность путешествий по воде неизменно растет. Сейчас 36 круизных компаний мира предлагают роскошный отдых на более чем 400 круизных лайнерах. Ежегодно 26-28 млн пассажиров отправляются в плавание. По данным Реестра судоходства Ллойда, ежесуточно в морях и океанах планеты находится 25 тыс. судов всех типов, но при этом 1 корабль в сутки терпит бедствие.
Показатель соотношения смертей на единицу расстояния (100 млн миль) составляет 1,2 человека (на железнодорожном транспорте — 0,9, у самолетов — 0,6, а у мотоциклов — 125). Ухудшают статистику морских пассажирских перевозок паромы и небольшие корабли, которые используются в странах Юго-Восточной Азии. Там показатель соотношения смертей на единицу расстояния соответствует 20 чел./100 млн миль пути!
В целом статистика говорит о том, что в среднем на 1 млн пассажиров приходится 2,3 случая крушения судов. Также цифры говорят, что из 100 тыс. пассажиров погибает 5 человек. Хотя эти показатели могли бы быть гораздо выше, если бы было точно известно, сколько в водах тонет нелегальных мигрантов, пытающихся добраться из Африки в страны Европы. Так, в докладе МОМ (международная организация по миграции) отмечается, что в 2018 году только в акватории Средиземного моря погибло более 1,5 тыс. человек.
Причиной кораблекрушений чаще всего становится шторм, реже — технические проблемы. Но, например, знаменитое крушение корабля Costa Concordia в 2012 году — следствие небрежного отношения капитана к своим служебным обязанностям, что привело к человеческим жертвам. Тогда 4197 человек спасателям удалось доставить на берег, но 27 пассажиров и 5 членов экипажа — утонули. После этого случая круизные компании ужесточили должностные инструкции, постоянно совершенствуют меры безопасности и вводят новые технологии навигации.
Кстати, гибель людей во время плавания — не всегда следствие крушения. Академик Memorial University Росс Кляйн (Канада) на протяжении четверти века собирает сведения о причинах падении туристов за борт. Чаще люди попадают в воду из-за невнимательности, в состоянии алкогольного опьянения или… из-за желания свести счеты с жизнью.
В итоге были разработаны даже специальные правила для обслуживающего персонала. Например, крупнейшая англо-американская круизная компания Carnival обязала стюардов наблюдать за пассажирами, чрезмерно «увлекающимися» алкогольными напитками, и сопровождать к каютам. И это сработало — ежегодный пассажиропоток Carnival составляет 11 млн пассажиров и только четырем путешественникам в 2017 «удалось» упасть за борт.
P.S. Кстати, ЮНЕСКО еще в 2013 году признала круизный отдых самым безопасным.
Год, число, месяц | Корабль/паром, рейс | Район крушения | Причины | Жертвы |
2009.12.01 | Паром Prima Ferries (Индонезия), Парепаре-Самаринда | Макасарский пролив | Шторм, перегруз парома | 231 |
2009.06.09 | паром SuperFerry (Филиппины), о. Мендао-о. Панан | Филиппинское море | Причины не установлены | 9 |
2011.10.07 | Двухпалубный теплоход «Булгария» (Россия); круиз Казань-Булгар-Казань | р. Волга. в районе с. Сюкеево. Татарстан | Судно вышло с нерабочим левым двигателем, шторм, низкая квалификация команды | 122 |
2011.10.09 | Пасс.паром MVSpice Island (Танзания) | Индийский океан у берегов Танзании | Шторм | 192 |
2012.13.01 | Круизный лайнер Costa Concordia (Италия) | Тирренское море | Посадка на камни | 32 |
2012.02.02 | Паром Rabaul Queen (Папуа-Новая Гвинея), Лаэ-Кимли | Соломоново море | Шторм | 116 |
2012.13.03 | Паром «Shariatpur −1» (Бангладеш) | р. Мегхна | Столкновение с нефтеналивным судном | 142 |
2012.30.04 | Пассажирский паром «Shariatpur» (Индия) | р. Брахмапутра, вблизи города Дхубри | Шторм | 250 |
2012.18.07 | Пассажирский паром Karama Star Gate (Танзания), Дар-эс-Салам-Занзибар | Занзибарский пролив | Погодные условия | 146 |
2012.28.12 | Пассажирский корабль (Гвинея-Бисау), Болома-Бисау | Атлантический океан | Ошибка капитана | 91 |
2013.16.08 | Паром «Св. Фома Аквинский» (Филиппины), Манила-Бутуан | Пролив Себу | Столкновение с грузовым кораблем Sulpicio Express Siete | 150 |
2013.17.08 | Теплоход «Полесье-8» (Россия) | р. Иртыш, у пос. Н.Станица | Столкновение с баржей | 6 |
2013.03.11 | Паром Ko Larn Travel-1, (Таиланд), Ко Лан-Паттайя | Вблизи города Паттайя | Перегрузка парома и боковая качка | 5 |
2014.16.04 | Пассажирский паром «Sevol» (ЮжнаяКорея), Инчхон-Чеджудо | Желтое море | Ошибка штурмана, технические причины | 307 |
2015.01.06 | Круизный теплоход Dong Fang Zhi Xing(Китай), Нанкин-Чунчин | р. Янцзы | Торнадо | 442 |
2015.08.07 | Круизный теплоход Phoenix (Таиланд) | о. Пхукет | Высокие волны, шторм | 57 |
2016.05.09 | Туристическое судно Kurt-C (Турция), однодневный круиз | У берегов Антальи | Погодные условия. Крен судна | 2 |
2017.25.06 | Прогулочный корабль «Альмирантес» (Колумбия) | Водохранилище Пеньо, вблизи города Медельин | Течь | 22 |
2018.03.07 | Пассажирский паром (Индонезия) | Побережье Южного Сулавеси | Пробоина | 34 |
2018.05.07 | 2 пассажирских судна Phoenix (Таиланд) | Андаманское море, о. Пхукет | Столкновение, высокие волны | 39 |
2018.21.09 | Пассажирский паром (Танзания), Юкор-Буголора | оз. Виктория | Превышение в 3 раза допустимой нормы пассажиров и веса груза. | 151 |
Валентина Бондарь
Фото: Depositphotos