Замена масла в двигателе – вся последовательность действий и предупреждение ошибок
Содержание статьи
Процедура замены масла вызывает затруднения у некоторых автолюбителей. Но больше они связаны с мифами о процессе, который совсем не сложен.
1 Подготовка к процедуре – все по порядку
Если все хочется сделать дома, то возникает первая проблема – поиск места. Если у вас есть гараж с ямой или эстакада, то проблема решена. Для молодых и худеньких тоже особенных затруднений нет. Можно найти какое-то место, где перед машины окажется немного выше поверхности: кочку, обочину.
Если нет подходящего места, заползти под машину уже не удается, делаем подобие небольшой эстакады. Устанавливаем две опоры, например, кирпичи, на них доски и выезжаем передними колесами. Для машин, у которых сливная пробка расположена по центру сзади поддона, это очень удобно. Она получается в самом нижнем положении, пространства, чтобы добраться до нее, хватает. Такую подставку можно сделать и для одного колеса, если слив сбоку.
Но если ничего, кроме домкрата, нет, работаем с ним. Здесь самое главное – безопасность водителя. Придется поднимать оба передних колеса или только с одной стороны. Все зависит от расположения пробки для слива. Она может находиться по центру поддона или с любой стороны. Поднять нужно так, чтобы пробка оказалась в самой нижней точке. Из-за неправильного уклона в картере останется достаточно много масла. Значит, поочередно поднимаем оба передних колеса или только одно. Не забываем затянуть ручной тормоз, установить упоры под задние колеса.
Дальше – емкость для отработки. Берем посуду, которая имеет достаточно большую площадь. Например, обычную 5-литровую канистру от моторного масла, у которой отрезаем одну продольную боковину. Если пытаться слить через горлышко в канистре, очень много уйдет на землю, на руки, одежду.
Очень важное предупреждение: отработанное моторное масло, попавшее на кожу, может вызвать сильнейшую аллергию.
Инструментов понадобится совсем мало. Это ключ, чтобы открутить пробку в поддоне картера. В зависимости от модели авто, они понадобятся разные. Это может быть головка с трещоткой или шестигранник. Иногда не удается открутить руками старый маслофильтр, который скользит. Можно воспользоваться отрезком наждачной бумаги, которым зажимают корпус, создается хорошее трение, и он поддается. Или покупаем специальное приспособление.
Есть фильтры, смена которых требует динамометрического ключа. На их пластиковом корпусе указано усилие, с которым следует затягивать. Возможно, придется снять защиту, если она мешает добраться до сливной пробки. Следует позаботиться о ключах. На отдельных авто снять защиту довольно трудно, иногда их даже две: пластик и броня. В таких случаях не обойтись без подставок под передние колеса.
2 Сливаем масло – как действовать?
Когда все готово к замене: выбрана площадка, есть инструменты, тара, куда сольем отработку, куплена канистра нового масла и фильтр, садимся за руль и заводим автомобиль. Нужно прокатиться километров 5–10. Неправы те, кто считает процедуру необязательной. Объяснение этому очень простое. У прогретого масла понижается вязкость, и сливается его больше, чем отстоявшегося холодного. Значит, мотор будет чище.
И главное: при движении поднимаются все осадки, шламы, которые способны удерживаться на весу до двух часов. Значит, удаляя отработку, мы сливаем вместе с ней все вредные примеси. Теперь они уже не попадут в новое масло. Конечно, слишком сильно разогревать двигатель не стоит, чтобы потом не обжечься сливаемой жидкостью.
Итак, остановились на заранее выбранной площадке. Используем один из способов, позволяющий подобраться к поддону. Бросаем на землю какой-либо коврик, все необходимое раскладываем так, чтобы можно было дотянуться, не вылезая из-под нее. Если требуется снять защиту, снимаем. Передние болты можно выкрутить, не залезая под днище. Когда доступ к сливной пробке открыт, замена масла своими руками производится в следующем порядке:
- Устанавливаем на болт ключ и немного откручиваем. Проблем обычно никаких нет, отворачивается легко. Разве что какой-то умелец умудрился сорвать грани, что встречается на старых машинах, когда вместо головки использовали накидной ключ.
- Теперь время подставить тару под отработку. Отворачиваем болт полностью, и масло полилось. Пробка может упасть в емкость, что-то попадет на руки: тут уж дело ловкости.
- Выползаем из-под автомобиля и отворачиваем заливную горловину. Именно в такой последовательности: сначала пробка, потом горловина. Чаще всего делают наоборот, и тогда из картера льется мощная струя, уклониться от которой сложно. А так открыли – и теперь, когда вас уже нет под машиной, все полилось быстрее.
- Теперь отворачиваем маслофильтр. О том, как это сделать, когда не поддается голым рукам, говорилось в предыдущем разделе. Добавлю только, что приспособление не обязательно делать из наждачки или покупать: подойдет ремень, цепь. Главное – захватить и провернуть.
Когда из поддона уже ничего не льется, вытягиваем емкость со слитой отработкой. Переливаем в пластиковую бутылку и храним. О применении отработанного масла отдельный разговор. Если не пригодится вам, может, знакомым. Не выливать на землю – вот главный принцип.
Теперь залезаем под автомобиль, закручиваем болт. Они бывают разными, самые удобные – наподобие тех, что у Жигули. Легко отворачиваются шестигранником, защиту, если ее не ударили, снимать не нужно. Но есть машины, у которых пробка – болт с медной шайбой. Именно о ней дальше речь. Если не заменить ее новой, цена которой – копейки, то может слезиться. Другой способ – отжечь на газовой плите, потому что дешевые запчасти иногда трудно найти.
3 Следующий этап – о том, что делать, и что лишнее
Замена масла в двигателе дальше кажется очень простой: залили и все. Но здесь возникают вопросы, на счет которых имеются самые разные мнения. Первый из них о промывке двигателя. Второй – заливать масло в новый маслофильтр или нет? Попробуем дать аргументированные ответы, в основе которых опыт специалистов или простых водителей.
О промывке можно прочитать множество статей, которые, в основном, рекламируют какой-то продукт. Популярны у водителей так называемые «пятиминутки», обещающие быструю и качественную очистку внутренностей двигателя. При этом забывают, что над рецептами масел работают целые коллективы квалифицированных специалистов. В хорошем масле есть все необходимое для очистки ДВС. Если пользоваться одинаковой смазкой и не нарушать периодичности замены, в промывке нет необходимости.
Есть опыт некоторых людей, которые предлагают свой метод дополнительной промывки без специальных средств. По-моему, он заслуживает внимания, по кошельку не ударит и вреда не принесет. Сначала заливаем грамм 400 свежего масла и заводим двигатель. Даем поработать на холостых две минуты, сливаем. Если повторить два раза, на щупе после залива полной порции почти не виден уровень, настолько прозрачно. О недостатке давления переживать не следует – лампочка не горит, зато промывается все очень хорошо.
Теперь о заливке масла в новый маслофильтр. Такое делают, аргументируя, что препятствуют созданию воздушной пробки. Если внимательно прочитать инструкцию на корпусе, как происходит порядок замены нового фильтра, то речь идет только о смазке уплотнительного кольца. Процедура заливки масла в него бессмысленна. Оно моментально удаляется давлением в системе.
Вот что советуют опытные автолюбители, чтобы перестраховаться от возможного падения давления и создания воздушной пробки, когда на несколько секунд загорается лампочка. Сначала заливаем масло, потом крутим двигатель стартером, не заводя его. Смотрим, когда из масляного канала фильтра потечет смазка. Это свидетельство того, что она заполнила насос, и воздушной пробки не будет. Теперь можно закручивать маслофильтр.
О самой заливке новой порции масла. В каждый двигатель его входит разное количество. Узнать необходимый объем, который требуется, чтобы поменять масло, можно из технической документации. Ставим в заливную горловину воронку и наливаем из канистры 75 % полного объема. Если канистру держать неправильно, масло будет плескаться, и часть его литься мимо воронки. Чтобы этого не произошло, широкую сторону канистры держим плашмя по отношению к земле.
Затем вынимаем масляный щуп и смотрим на показатель уровня. Он должен находиться между метками «Min» и «Max», лучше ближе к верхней метке. Тогда меньше вероятность, что со временем масла не окажется ниже минимального уровня, и это застанет вас врасплох. Понемногу доливаем до нужного уровня, наблюдая время от времени за щупом. Спешить не нужно: холодное масло достаточно вязкое и стекает медленно.
Минут через 10 после залива последней порции вынимаем щуп и смотрим. Если масло немного не доходит до верха, прекращаем заливать. Устанавливаем щуп, закрываем заливную крышку и немного покатаемся. Вернулись домой, поставили авто, несколько минут подождали и вынули щуп. Если все правильно, масло должно быть у верхней метки. Самые точные показатели уровня на прогретом двигателе, который постоял минут 10.
Сильно влияет на показатели поверхность, на которой стоит автомобиль. Она должна быть горизонтальной: уровнем проверять не нужно, на глаз достаточно.
4 Один из главных вопросов – когда производить замену и что заливать?
Если говорить о периодичности замены масла, то однозначного ответа дать невозможно. В мануалах на каждую модель приводятся усредненные рекомендации. Но существует много факторов, которые следует учитывать:
- сколько лет машине, и в каком состоянии двигатель;
- как часто эксплуатируется автомобиль;
- характерная манера вождения;
- когда используется машина: зимой, летом или весь год;
- насколько качественное масло заливается;
- соответствует ли бензин рекомендуемой производителем марке.
На новом автомобиле, проходящем обкатку, следует прислушаться к рекомендациям изготовителя. На качестве масла и бензина экономить не стоит. От этого, а также манеры вождения зависит срок дальнейшей эксплуатации. Верить рассказам бывшего владельца о качестве масла и состоянии двигателя на купленном с рук авто не стоит. Следует самому постоянно следить за уровнем. Если возникают проблемы, меняем сначала как можно чаще, а потом, когда все придет в норму, используем только качественную смазку.
Любителям спортивной езды следует помнить, что масло должно быть очень качественным, желательно синтетическим или полусинтетическим. О сезонах эксплуатации: учитываем не только время, когда обычно пользуемся автомобилем, но и климат. Если он умеренный, подойдет всесезонное масло. В противном случае на зиму его следует сменить на зимнее, на лето – на летнее.
Еще о качестве масел и бензина. На минеральном не рекомендуется проезжать более 7 тыс. км, а на качественной синтетике промежуток между заменами можно увеличить вдвое. Правильная периодичность замены тоже очень зависит от качества бензина. Низкокачественный не сгорает полностью, остатки попадают в масло, отчего его свойства сильно ухудшаются. Экономия на бензине сомнительная: происходит цепная реакция:
- качество масла ухудшается;
- износ двигателя увеличивается;
- ремонт детали и замену масла придется проводить значительно раньше.
И еще одно очень существенное замечание. Представим себе водителя, который выезжает на своем автомобиле время от времени – несколько раз в году. Двигатель отличный, машина ухоженная, бензин и масло превосходные. Думаю, у многих найдутся такие знакомые. Спрашивается: когда менять масло? Ответ: через два года, независимо от того, сколько проехала машина. Происходят необратимые изменения, вроде окисления и тому подобного, и в двигателе уже непонятная жидкость, похожая на масло.
Практики вообще советуют: если автомобиль простоял год без движения, обязательно произвести замену. Образуются отложения, которые удалить крайне затруднительно.