Полисы ОСАГО снова предложили сделать «именными»
Обязательную страховку хотят привязывать не к конкретному транспортному средству, а только к водителю.
По условиям обязательного страхования автогражданской ответственности предлагают страховать… только гражданскую ответственность водителей. То есть не привязывать полис ОСАГО к характеристикам автомобилей, находящихся в собственности клиентов. С этим предложением выступили депутаты от фракции ЛДПР.
Об инициативе сообщает Агентство страховых новостей со ссылкой на заместителя руководителя ЛДПР Ярослава Нилова. По его словам, пора прийти к системе, в которой ОСАГО оформляется на конкретного водителя, а не на автомобиль, которым он управляет, так как, согласно закону, страхуется автогражданская ответственность конкретного человека.
Обязательная страховка для автомобилистов была введена в России в 2003 году. Предложение оформлять ОСАГО без привязки к ТС звучало ещё в 2012 году, с ним и раньше выступали депутаты от ЛДПР. Однако шесть лет назад инициатива так и не пошла дальше. Теперь же шансов у неё больше из-за реформы, которую готовят Центробанк и страховщики.
Предложение либерал-демократов по сути заключается в том, чтобы изменить систему расчёта цен полисов ОСАГО. Сейчас страховая премия рассчитывается, как значение базового тарифа (пока что его диапазон от 3 432 до 4 118 рублей), умноженное на несколько коэффициентов. В их числе есть как те, которые относятся непосредственно к водителю, так и те, на которые влияют характеристики автомобилей клиентов.
Центробанк и Российский союз автостраховщиков планируют эту систему менять. Реформа ОСАГО предполагает постепенный переход к «свободным тарифам»: на первом этапе, намеченном на конец лета 2018 года, предполагается расширить нынешний диапазон на 20% в сторону уменьшения и увеличения. После изменения «вилка» составит 2 746 – 4 942 рублей. Ранее мы уже предполагали, что как минимум по первому времени страховые компании сосредоточатся на повышении тарифа, чтобы отыграть полученные ранее убытки. Зампред ЦБ Владимир Чистюхин говорил о том, что СК «заработают» на расширении коридора не менее 15 миллиардов рублей.
ЦБ планирует не только увеличить диапазон базового тарифа в ОСАГО, также регулятор предложил изменить систему коэффициентов. Так, коэффициент бонус-малус (скидку или надбавку в зависимости от уровня аварийности) хотят закрепить за водителем на весь год, выбрав одно (минимальное) значение. Помимо этого планируется расширить до пятидесяти число градаций коэффициента возраста и стажа водителей.
При этом в ближайшее время не планируется отказываться от учёта характеристик машин клиентов при расчёте цены страхового полиса. Сейчас используется мощность двигателя автомобиля, в ЦБ помимо этого предлагают применять ещё и экологические данные ТС.
Напомним, эти изменения пока не одобрили в Минфине. Заместитель главы ведомства Алексей Моисеев, также как и либерал-демократы, предлагает отказаться от учёта мощности ТС, ещё он считает нужным отменить использование территориального коэффициента. Однако страховщики вряд ли поддержат такую инициативу (с помощью последнего они могут повышать цены на ОСАГО в «убыточных» регионах РФ).
Сейчас, если одной машиной управляют несколько человек, то на них оформляется один договор «автогражданки», причём расчёт ведётся с учётом наименее опытного / наиболее «аварийного» водителя. Когда один из вписанных в договор становится виновником ДТП, у него увеличивается коэффициент бонус-малус, остальные участники своих скидок не теряют. «Страховка» в следующем году станет для них дешевле в случае, если они не будут включать виновника аварии в список допущенных к управлению.