Страховщики признали убыточной даже дополнительную защиту по ОСАГО
Российским водителям отказывают в продаже полиса добровольного страхования автогражданской ответственности (ДСАГО).
ДСАГО представляет собой дополнительный страховой полис для автовладельцев, который позволяет виновникам аварии компенсировать вред пострадавшим за счёт страховщика в случае, если выплат по ОСАГО оказалось недостаточно. Эта страховка в разы увеличивает максимальный размер ответственности водителей (до трёх миллионов рублей).
Напомним, согласно действующим нормам, в «автогражданке» максимальные выплаты за повреждение автомобиля составляют 400 000 рублей, за жизнь и здоровье пострадавших людей – 500 000 рублей.
Теперь дополнительный полис, расширяющий лимиты выплат в ОСАГО, клиентам купить намного сложнее. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на представителей крупных страховых компаний. Так, в «РЕСО-гарантии», «Росгосстрахе», «Ингосстрахе», «Альфастраховании», «ВСК» и «Согазе» рассказали о том, что ДСАГО теперь либо не предлагается вовсе, либо идёт в виде опции при покупке каско.
Согласно статистике Центробанка, по итогам 2017 года по всей России было продано менее миллиона полисов ДСАГО. Этот результат примерно в три раза меньше, по сравнению с показателем пикового 2013 года. При этом в прошлом году полисов добровольного страхования автогражданской ответственности было продано в 40 раз меньше, по сравнению с количеством оформленных договоров ОСАГО.
За последние несколько лет полис ДСАГО подорожал примерно на треть: если в 2015 году средняя цена документа составляла 2 500 рублей, то в 2017-ом она выросла до 3 300 рублей. Напомним, этот вид страхования является добровольным, а значит, тарифы на него устанавливают страховщики (в отличие от ОСАГО, где ставки регулирует ЦБ).
По словам заместителя гендиректора «РЕСО-гарантии» Игоря Иванова, у этого продукта высокая убыточность, из-за того что велика вероятность мошенничества. Это мнение подтвердили и в РСА, при этом отметили, что более 33% выплат по ДСАГО в 2017 году клиенты взыскали через суды (что, по их утверждениям, говорит об участии в этих делах так называемых «криминальных автоюристов»).
В целом за 2017 год страховщики собрали по полисам ДСАГО около 3,3 млрд. руб. При этом выплатили они по договорам за указанный период почти такую же сумму – примерно 3 млрд. руб.
По словам замдиректора департамента финансовой политики Минфина РФ Веры Балакиревой, ведомство получает множество обращений о том, что нынешних страховых сумм для полного возмещения ущерба недостаточно. Это связано с подорожанием машин, а также услуг по их ремонту.
Ранее «Колёса» подробнее рассказывали о реформе ОСАГО, которую подготовил Минфин. Согласно ей, полисы нужно сделать трёх видов: с лимитом в размере 500 000 рублей за вред жизни и здоровью и 400 000 рублей за вред имуществу (такие действуют сейчас); 1 000 000 рублей за вред жизни и здоровью и столько же за вред имуществу; 2 000 000 рублей за вред жизни и здоровью и столько же за вред имуществу. При оформлении второго и третьего вариантов клиентам придётся заплатить больше (насколько больше, инициаторы не раскрыли).
По сути, это то же самое ДСАГО, которое сейчас страховщики называют убыточным. Отличием станет то, что расширенные полисы в случае превышения бюджетов компаний смогут рассчитывать на выплаты из резервного фонда РСА (что не действует в отношении ДСАГО). Однако, это сулит очередное подорожание всем (даже дешёвым) полисам «автогражданки», так как отчисления в фонд идут с каждого оформленного документа.