Агаг: У каждой команды должен быть шанс на победу
В мире ширится электрификация транспортной сферы, и на этом фоне вполне логично выглядит прогресс Формулы E, чемпионата мира по гонкам на электромобилях. Число поклонников серии растёт, её этапы проходят довольно интересно, и она уже привлекла внимание нескольких крупнейших мировых автопроизводителей – в ней участвует несколько заводских команд.
Но, по мнению Алехандро Агага, основателя и исполнительного директора серии, секрет успеха Формулы E не только в том, что она появилась в нужное время в нужном месте, но и в правильном подходе организаторов, обеспечивающих практически всем командам равные шансы на победу.
«Главное, по-моему – это структура нашего чемпионата, в основу которой положено правило, определяющее отношения поставщиков и клиентов, – считает Агаг, имея в виду требование регламента Формулы E, обязывающее заводские команды поставлять свои технологии и технические решения независимым командам за разумные деньги. – Это ключевой момент, который гарантирует выживание независимым участникам.
И эта система работает, причём она позволяет таким командам не только выживать, но и побеждать. Это необходимое условия. Я не верю, что серии нужны команды, которые будут просто заполнять позиции в самом конце стартового поля, хотя на их фоне заводские коллективы смотрятся особенно выигрышно.
Именно так выглядит ситуация в Формуле 1. Там есть такие команды, ведь машины Mercedes не могут приходить к финишу последними. Если бы в этом чемпионате участвовали только Mercedes и Red Bull, то кто-то из них неизбежно занимал бы последние места, поэтому нужные другие участники, которым уготована такая участь. Но я не считаю, что это правильно.
По-моему, у каждой команды должен быть шанс на победу, и чтобы при этом не было необходимости тратить миллионы и миллионы долларов или сотрудничать с крупным автоконцерном.
То, что в 2018 году произошло с Techeetah, одной из команд Формулы E – отличный пример того, к чему я стремлюсь. Бюджет этой команды меньше, чем у других, но её гонщик Жан-Эрик Вернь стал чемпионом. А в командном зачёте победа досталась Audi.
При этом Techeetah ещё была клиентской командой, а её поставщиком была Renault, которая по итогам сезона оказалась на две позиции ниже, на 5-м месте. И пока мне удастся поддерживать такое положение вещей, я считаю, что в нашем чемпионате останется отличная возможность контролировать уровень бюджетов, скажем так, естественным образом.
Вопрос бюджетов – всегда болезненный, и команды никогда не станут рассказывать о том, что они предпринимают. А они тратят большие деньги на маркетинг и прочие вещи, они стали больше платить гонщикам. Но если у вас клиентская команда, то её содержание обходится примерно в 10-12 млн. евро в год».
Разумеется, заводские команды могут тратить в разы больше, но при этом в контракты участников чемпионата с его организаторами включён пункт о том, что у руководства Формулы E есть право провести аудит бюджетов команд. Но пока этим правом пользоваться не приходилось.
«Эта сторона дела меня не слишком беспокоит, – прокомментировал Агаг. – Чего я пытаюсь добиться, так это ввести такие правила, которые автоматически предполагают придерживаться здравого смысла. Если вы собираетесь потратить большие деньги – 100 или 200 млн. на разработку силовой установки и трансмиссии, то потом вам всё равно придётся продавать это другой команде за 400 тысяч евро. Так что вы хорошенько подумаете, прежде чем на это пойти…
Я надеюсь, все автоконцерны останутся в Формуле E, это очень важно для нашего чемпионата. У них могут быть разные планы, эти компании могут переживать разные периоды, когда они уделяют внимание продвижению определённой продукции, и для них это хорошая маркетинговая платформа. Но потом они переключаются на какую-то другую продукцию, и ваша серия уже не представляет для них такого интереса».
Именно поэтому Формуле E необходимы сильные независимые команды, которые смогут занять место заводских, если кто-то из автопроизводителей решит свернуть свою программу участия в чемпионате.
«Мне бы хотелось, чтобы независимых команд стало больше, – признал Агаг. – Конечно, я не могу остановить приток автопроизводителей, их приход меня очень радует. Но мне нравится сама концепция независимых команд. Для автоспорта крайне важно, чтобы у них была возможность выжить. Но сейчас у нас осталось только два по-настоящему независимых участника – Dragon и Virgin».
Пока в этой серии – в отличие от Формулы 1 – нет системы распределения доходов, которые она приносит, между её участниками. Агаг объясняет это так: «Сначала мы должны вернуть наши инвестиции, затем получить некоторую прибыль, и уже после этого начнутся переговоры с командами о том, как мы будет распределять доходы».
После первого сезона финансовые дела чемпионата обстояли крайне плачевно, но любопытно, что Формулу E спасли инвестиции, поступившие от Liberty Global – компании, аффилированной с корпорацией Liberty Media, ныне владеющей Формулой 1. И сегодня, по словам Агага, экономическая ситуация намного лучше: «Если всё и дальше пойдёт так, как идёт сейчас, то в этом году наши доходы будут на уровне 200 млн. евро, если не больше. Мы хотим, чтобы участие в нашем чемпионате было прибыльным для всех – и для нас, и для команд».
При этом у Алехандро Агага уже есть планы организации ещё одной серии, которая будет называться Extreme E – это будут гонки на кроссоверах на электрической тяги, внешне похожих на серийные: «Технологии будут использоваться те же, что и в Формуле E – мы предоставим шасси, батареи, которые будут одинаковыми у всех, а команды будут заниматься силовыми установками и кузовами. Так что машины будут выглядеть, например, как кроссовер Jaguar i-Pace или вроде того.
И мы собираемся проводить гонки в самых экзотических местах планеты – на Северном полюсе, в Гималаях, в джунглях Амазонки, в пустыне или на далёком острове. Масштабная презентация запланирована на 31 января, она пройдёт в Лондоне.
Extreme E – это новая концепция, она называется «докуспорт». Мы вообще не собираемся транслировать эти гонки в прямом эфире, а будем всё снимать, монтировать этот материал, а потом получится сериал из 10 эпизодов в стиле Netflix».