Авторынок в ноябре: борьба обострилась до предела
Давненько на российском рынке не было такой интриги! Если не сказать, что никогда. Ноябрь прошел, а до сих пор неясно, кто же займет верхнюю строчку в статистике продаж. На фоне такой острой борьбы невольно забываешь о том, что с 2019 года с 18% до 20% повышается НДС, грядет очередная волна повышения цен на новые автомобили (как будто этот рост прекращался…) и, скорее всего, положительная динамика рынка может сойти на нет. Ну а пока отмечаем 19-й подряд месяц растущего спроса.
Согласно отчету АЕБ, в прошлом месяце россияне купили на 10,1% новых машин больше, чем годом ранее: 167 494 штуки. За январь-ноябрь из ворот дилерских центров уехал 1 625 351 автомобиль, что лучше прошлогоднего показателя на 13,7%. Озвученный АЕБ прогноз на весь год остается неизменным: плюс 13% и около 1,8 миллиона обладателей новых машин.
«В ноябре продажи на автомобильном рынке продолжили демонстрировать уверенный рост. Как говорилось об этом ранее, мы можем ожидать похожий по темпу рост в декабре, так как покупатели будут спешить использовать преимущества предновогодних ценовых предложений, включая старую ставку НДС», — не преминул напомнить о плохом глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Вопреки традиции, сразу обратимся на зачет марок, ибо именно здесь творятся самые интересные вещи. Вспомним все с самого начала. В январе «Лада Веста» выстрелила на первое место, но уже со следующего месяца отошла в тень, уступив право лидерства прошлогоднему триумфатору Kia Rio. Он быстро принялся уверять всех, что и в 2018-м ему не будет равных. Вазовский флагман с ролью второго плана не согласился. «Веста» вырвалась вперед по итогам всех трех летних месяцев, и к исходу сентября сместила «корейца». Первой тольяттинская модель была и в октябре.
Но вот сентябрь и ноябрь у нее не задались: «серебряная» позиция. И вот тут самое интересное. Пропустить пришлось не главного соперника, а набравшую силы после рестайлинга «Гранту»! Дело тут не только в том, что на бюджетную модель так вырос спрос после обновления. Как мы помним, «Грантами» стали бывшие «Калины» — хэтчбек и универсал. Они хотя и не делают основную кассу, но их вклад в копилку оказался весьма весомым. Его хватило для заметного рывка вверх. И вот, «Лада Гранта» снова первая по продажам два последних месяца из трех.
В декабрь тройка лидеров вступила со следующими результатами: 96 763 машины на счету «Весты», 93 779 у «Гранты» и 91 506 у Rio. Таким образом, первое место от второго отделяет меньше трех тысяч экземпляров (если точно – 2984). Но в ноябре «Гранта» превзошла «Весту» на 3418 автомобилей. Если такой же перевес сохранится и в декабре, быть ей снова первой. Rio рывок не по силам, так что, судя по всему, после двухлетнего лидерства корейских брендов на российском рынке грядет смена власти.
А вот «Гранта» или «Веста» — вопрос открытый и очень интересный. С маркетинговой точки зрения АвтоВАЗу было бы интереснее увидеть на вершине не старый «бюджетник» (который к тому же бывал там уже не раз), а перспективного новичка, дорогую флагманскую модель. Возможно, путем легких махинаций со статистикой именно так и будет, даже если в реальности «Гранта» окажется успешнее по продажам.
Любопытно и другое: по итогам года сразу три модели могут перешагнуть рубеж в 100 000 проданных экземпляров. Отрыв от машин за пределами ТОП-3 очень большой. Идущей четвертой «Крете» едва ли покорится даже отметка в 70 тысяч автомобилей.
Еще из интересного. Большой рывок вверх совершили немолодые уже Volkswagen Polo и «Лада Ларгус». У немецкого седана калужской сборки прогресс составил порядка 20%, у франко-румынского универсала, сходящего с конвейера в Тольятти – все 25%. На фоне такого успеха АвтоВАЗ может и придержать давно назревший по срокам рестайлинг. Хороший прогресс у лифтбека Skoda Rapid. По итогам 2017 года он занял только 15-е место абсолютного зачета, а теперь за месяц до финиша отчетного периода идет девятым.
«Рубилово» идет и в сегменте средних кроссоверов. За 11 месяцев россияне купили 29 928 «Тигуанов» и 29 912 «Спортиджей». Между двумя моделями, претендующими на первое место в сегменте, разрыв всего в 16 экземпляров! Toyota RAV4 (27 539 машин) наблюдает за ними с третьего места и затаилась в ожидании машины нового поколения. Уж она-то даст бой «выскочкам». Но за кроссовер поквитался седан Camry, уже раскрутившийся в свежей генерации на нашем рынке. Рост продаж за январь-ноябрь составил почти 25% (с 25 288 до 29 681). Конкурентов в этом классе у Camry нет и не будет.
Не оставим без внимания двукратный (с 10 370 до 20 147) рост продаж Hyundai Tucson, а также рвущуюся в ТОП-25 Skoda Kodiaq. Чешский вседорожник благодаря российской сборке и расширению линейки заметно подешевел и всю осень стабильно входил в 25 лучших моделей рынка.
Интрига достигла апогея. Ровно через месяц узнаем развязку.