АвтоВАЗ и Веста — чемпионы продаж-2018. Чего ждать в 2019-м?
Сергей Знаемский
Фото:
компания АвтоВАЗ
АвтоВАЗ обнародовал результаты своей работы в 2018 году и дал ответ на вопрос о самом популярном автомобиле в России — им впервые стала Лада Веста, спрос на которую в минувшем году вырос на 40%, до 108364 штук. И это первый случай, когда Веста с момента своего запуска в 2015-м вышла на плановый 100-тысячный тираж. Кстати, доля универсалов SW и SW Cross в общем спросе — 40% (43282 машины).
Автомобилем номер два в абсолютном рейтинге продаж стала Гранта, причем она отстала от Весты всего на две тысячи машин — за год продано 106325 экземпляров (рост на 13%). Из них примерно 40% составили Гранты нового, объединенного с Калиной семейства, в котором, к слову, пока не хватает популярного Cross-универсала (его выведут на рынок к началу лета). Кроме этого, Ларгус и XRAY вошли в Топ-10 бестселлеров рынка. Все это позволило Ладе сохранить звание бренда номер один в России: 360204 автомобиля за год, то есть доля ее рынка теперь составляет ровно 20% — это вазовский рекорд последних семи лет.
Стоит напомнить, что все автомобили Лада с первого января подорожали из-за увеличения НДС в России. К примеру, самая дешевая Гранта в январе прибавила 15 тысяч рублей, а в среднем цены увеличены на 3%, и вряд ли это будет единственным подорожанием наступившего года, хотя нынешние прайс-листы сохранятся как минимум до конца первого квартала.
Вместе с результатами российского рынка АвтоВАЗ обнародовал и свои экспортные достижения. В 2018 году за границу отправлено 38052 автомобиля Лада — капля в море, но все же по сравнению с 2017-м объем поставок вырос на 57%. В основном за счет Казахстана (13,2 тысячи машин), Белоруссии (10,5 тысячи) и Узбекистана (2,6 тысячи). С дальним зарубежьем все скромнее, но начаты продажи в Турции, Тунисе, Чили и на Кубе, а главным экспортным продуктом впервые вместо Лады 4х4 стала Веста.
К успехам АвтоВАЗа можно отнести и ожидаемую впервые за десять лет прибыль — примерно 5—6 млрд рублей. Во всяком случае, именно это в конце декабря прогнозировал глава Ростеха Сергей Чемезов, после того как вазовская прибыль за три первых квартала 2018 года составила 5,4 млрд. Впрочем, о финансовых результатах АвтоВАЗ обычно отчитывается в конце зимы.
Основные конкуренты Лады в России пока не опубликовали своих отчетов о продажах за 2018 год, но АвтоВАЗ утверждает, что превзошел ближайшего преследователя почти вдвое. Исходя из результатов одиннадцати месяцев 2018 года, маркой номер два в России стала Kia (209,5 тысячи машин за январь—ноябрь), а на третьем месте — Hyundai (163,2 тысячи).
Сорокапроцентный прогресс Весты можно объяснить отступлением Соляриса (минус по итогам года) и стагнацией спроса на Rio. Кроме того, АвтоВАЗ отмечает рост корпоративных продаж (читай — госзакупок): это примерно 15% в результате Весты. Однако остаться бестселлером в наступившем году Весте будет очень сложно. Во-первых, потому что на 2019-й для нее запланировано совсем немного новшеств. А во-вторых, главной задачей АвтоВАЗа в новом году будет продвижение моделей, вышедших прошлой осенью, — обновленной Гранты и паркетника XRAY Cross, на счету которого по результатам декабря примерно 30% сбыта всей линейки XRAY.
Весту же ожидает только старт продаж седанов в версии Спорт — машины уже прибывают к дилерам, цены будут объявлены через несколько дней. Но универсал SW Sport c повестки снят, рестайлинга в этом году Веста тоже не дождется, а версию с вариатором, по информации Авторевю, запустят в лучшем случае к концу 2019 года, а скорее уже в 2020-м. Таким образом, предстоящий год у Лады будет более чем скромным на премьеры, если только АвтоВАЗ не громыхнет запуском универсала Dacia/Renault Dokker под именем Lada Van. Однако эту тему вазовские топ-менеджеры оставляют без комментариев.
Зато АвтоВАЗ ждет множество корпоративных метаморфоз, ведь СП Alliance Rostec Auto B.V. довело свое владение акциями АвтоВАЗа до 96,64% и начало выкуп оставшихся акций у миноритариев, что в итоге закончится отзывом вазовских акций с биржи и превращением компании из акционерного общества, по сути, в частную компанию, которая не обязана открыто публиковать отчеты о своей деятельности. А кроме того, само СП Alliance Rostec Auto B.V. сменит прописку и будет переведено из Голландии в российскую юрисдикцию. Ну и не стоит сбрасывать со счетов возможную смену руководства всей группы Renault, в случае если дела у Карлоса Гона пойдут по самому пессимистичному сценарию.