Банки ошиблись: автокредиты продолжают расти
Сумма автокредитов в третьем квартале 2018 года выросла на фоне увеличения спроса на российском авторынке.
Судя по информации крупнейших бюро кредитных историй, автомобилисты РФ продолжают весьма активно занимать деньги у банков, чтобы купить себе новую машину. Хотя банкиры рассчитывали на спад спроса, клиенты автодилеров сумели удивить их очередным рекордом: объём автокредитов в указанный период перешагнул докризисную отметку.
Данные бюро кредитных историй разнятся. Так, по подсчётам ОКБ, с июля по сентябрь 2018 года россияне взяли автокредитов примерно на 127 млрд рублей; в БКИ «Эквифакс» назвали сумму немного больше – почти 133 млрд рублей; а в НБКИ насчитали свыше 160 млрд рублей. Однако любой из показателей выше прошлогоднего – в третьем квартале 2017-го выдали лишь 125 млрд рублей.
Как сообщает «Коммерсант», крупнейшие БКИ также заявили об увеличении примерно на 15-20% «среднего чека» автокредита. Так, в «Эквифаксе» он составил примерно 733 тыс. рублей, в НБКИ – 781,6 тыс. рублей, а в ОКБ – 831 тыс. рублей.
Банкиры считают, что на увеличение суммы автокредитов в РФ повлияло то, что клиенты автодилеров спешат оформить покупку сейчас, до гарантированного увеличения цен на новые машины в 2019 году. Напомним, производители обещали переписать ценники из-за ослабления курса рубля и повышения НДС (налога на добавленную стоимость, вырастет с 18 до 20%).
Средний чек вырос по вполне понятным причинам: автопроизводители за год повысили российские цены на свои машины. Основная причина – неустойчивый рубль, но помимо этого, повлияло и весеннее увеличение утильсбора (это повышение коснулось многих импортируемых моделей).
Рост автокредитов наблюдается на фоне увеличения спроса на российском авторынке. Так, за указанный период – с июля по сентябрь 2018 года – дилеры продали 448 211 новых легковых и лёгких коммерческих машин, что на 9% больше по сравнению с результатом третьего квартала 2017-го. Напомним, за первые десять месяцев с начала года рынок подрос более, чем на 14%.
Большая часть продаж приходится на локально выпущенные автомобили: список ТОП-25 самых популярных моделей в стране традиционно составляют российские машины и иномарки местного производства. Дело, скорее всего, в том, что большинство из них сравнительно недороги и лучше защищены от изменения цен из-за валютных скачков.
С начала следующего года цены автомобилей снова поползут вверх. Из-за этого рынок может показать «минус», ведь желающие сэкономить поспешат оформить договор до конца 2018-го. Однако, возможно, часть клиентов отложат покупку до начала 2019 года: тогда снова должна стартовать госпрограмма льготного автокредитования, которая снижает ставку для тех, кто приобретает машины, выпущенные в РФ.