Бензин на заправках стал чуть дешевле, однако он продолжит дорожать в 2019 году
Нефтяники смогут сдерживать рост цен на автомобильное топливо до нового увеличения ставок акцизов.
Стали известны подробности подготовленного Министерством финансов РФ законопроекта о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Одним из его пунктов является увеличение акцизов на моторное топливо с 2019 года. По мнению экспертов, этот шаг неизбежно приведёт к росту цен на российских АЗС.
Напомним, повышение акцизов в следующем году было оговорено раньше, до того, как правительство приняло экстренное решение по снижению ставок в текущем году для стабилизации розничных цен на топливо. С 1 июня 2018-го уменьшение составило 3 000 рублей за тонну бензина, 2 000 рублей – за тонну «дизеля». Это позволило нефтяникам пообещать правительству сдерживать рост розничных цен.
При этом в нынешней редакции документа Минфина заложены изначально прописанные ставки акцизов на топливо, об этом сообщает «Коммерсант». Так, в 2019-ом – 2020 году они должны были увеличиться до 12 300 и 12 750 рублей за тонну бензина; до 8 500 и 8 800 рублей за тонну дизельного топлива соответственно.
По мнению экспертов, при прямом перенесении повышенного акциза в розничную стоимость автомобильного топлива увеличение цены каждого литра составит порядка 1,9 рубля.
По информации центрального диспетчерского управления ТЭК, на которую ссылается «Интерфакс», в среднем по стране цена бензина марки Аи-92 за последнюю неделю снизилась на одну копейку (до 41,64 рубля за литр), Аи-95-ый подешевел на две копейки (до 44,43 рубля), летнее дизтопливо – на две копейки (до 44,34 рубля). В столичных регионах стоимость топлива также росла, но в ряде субъектов отмечено удорожание: в Краснодарском крае (на 39-47 копеек за литр), в Якутии (на 81 копейку), а также в Крыму и Севастополе (более одного рубля).
Если взять за основу нынешние цены на бензин (которые должны удерживаться нефтяниками), то прибавка на 1,9 рубля для литра 92-го бензина составит 4,6%, для литра 95-го – 4,3%. Отметим, с начала 2018 года по начало июня средний ценник литра бензина в РФ вырос на 7,3%; дизтоплива – на 7,9%.
Представители отрасли настаивают на дальнейшем снижении акцизов. Ранее глава «Газпром нефти» Александр Дюков сказал, что при текущей убыточности АЗС потребуется сокращение ставок на 2 000 – 2 500 рублей для тонны бензина и 3 500 – 4 000 рублей для тонны «дизеля». Однако правительство на этот шаг пойти пока не готово.
Нефтяники предполагают, что в том случае, если акцизы расти не будут, бюджет начнут пополнять за счёт увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Именно такой шаг с одновременной отменой к 2024 году экспортных пошлин на нефть, планируется в рамках завершения налогового маневра. Это позволит государству получать средства со всей извлечённой нефти, а не только с той, которую отправили за рубеж. Однако, россиянам это грозит увеличением цен на топливо в 1,5 раза, считают в «Роснефти».
Нынешняя версия законопроекта о завершении налогового маневра предполагает также, что обратный акциз на нефть (компенсацию за модернизацию заводов) получат только те НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 10% от всего произведённого бензина. Помимо этого документ ограничивает объём возмещения нефтепереработчикам от плавающего акциза. Речь о тех случаях, когда экспортный netback (то есть рыночная цена нефти «минус» стоимость её поставки от места производства) для бензина и дизтоплива больше цены в РФ. Тогда бюджет компенсирует компаниям половину разницы. Минфин ограничил максимум «разницы» (3 000 рублей на тонну), а значит, заплачено будет не более 1 500 рублей на тонну.
Эксперты отрасли выступили с новым предложением по снижению розничных цен на бензин и «дизель» в России: в «Аналитике товарных рынков» предложили подумать о снижении налога на добавленную стоимость (НДС) на топливо. Сейчас ставка составляет 18%.