Бензиновый кризис в РФ набирает обороты: банкротства независимых АЗС и, всё-таки, 100 рублей за литр!
Глава Независимого топливного союза Павел Баженов отчаянно пытается привлечь внимание властей к надвигающейся катастрофе.
Банкротством независимых автозаправок может обернуться завершение налогового маневра, который предполагает снижение экспортной пошлины на нефть и увеличение налога на добычу полезных ископаемых. Также этому способствует несоответствие розничных и оптовых цен на бензин. Об этом в ходе круглого стола в Торгово-промышленной палате сказал руководитель Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.
Глава НТС посетовал: «Стране не нужны независимые АЗС», и предложил правительству РФ сформировать программу их выкупа. При этом он отметил, что вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) не будут покупать те заправки, которые расположены в местах, где транспортный поток – слабый, а значит, продаётся сравнительно мало топлива.
Как сообщает РБК со ссылкой на пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева, крупные нефтяники на это не пойдут. «Не очень понятно, зачем нам нужно покупать чужой убыточный бизнес», — сказал представитель компании. Он назвал предложение о выкупе независимых АЗС адекватным нынешней ситуации «криком отчаяния», который всерьёз обсуждать не нужно.
На независимые АЗС в России приходится 60% от общего количества заправок. Сегмент продолжает работать с отрицательной или околонулевой маржой из-за высоких цен на бензин в опте. В итоге им приходится поднимать розничные цены, что ведёт к сокращению количества клиентов. Часть АЗС в регионах уже закрылась. Например, в Саратовской области прекратили работу 20 независимых заправок.
Для того, чтобы помочь независимым АЗС, в ходе совещания под руководством зампреда правительства Дмитрия Козака ещё в начале июня крупные нефтяные компании обязались ежемесячно продавать на бирже на 3% больше автомобильного топлива, чем в 2017 году (причём по ценам, рентабельным для независимых операторов).
Однако по мнению председателя правления Совета по товарным рынкам Максима Дьяченко, в качестве меры помощи можно было бы также обязать крупных нефтяников оказывать независимым АЗС услуги по хранению топлива. Это помогло бы последним накапливать запасы на низких оптовых ценах, не допуская вероятности дефицита горючего.
Если же независимые АЗС не смогут справиться с нынешним кризисом и массово закроются, то цена, равная 100 рублям за литр бензина – это вполне возможная перспектива для России, считает Павел Баженов. Такую возможность ранее опроверг Дмитрий Козак.