Беспилотная Sonata и Яндекс.Ровер приехали в Москву
Сергей Знаемский
Фото:
компания Hyundai | Яндекс
Компания Яндекс запустила дорожные испытания беспилотных седанов Hyundai Sonata. Пока по Москве ездят только пять таких машин, но до конца 2020 года их будет уже сотня, а география расширится за счет города Иннополис в Татарстане и американского штата Мичиган, где у Яндекса уже есть офис и небольшой парк собственных автомобилей.
Sonata стала первенцем беспилотников четвертого поколения, которое отличается тем, что Яндекс впервые официально сотрудничает с автопроизводителем. Машины первых трех поколений (с 2017 года) были сделаны на базе компактвэнов Prius V, ввезенных в Россию без участия Тойоты и переоборудованных силами IT-компании. На них Яндекс отрабатывал состав «харда» для автономного движения и работу алгоритмов управления.
Беспилотных Приусов «первого и второго поколений» было всего десяток, а самыми массовыми стали Приусы «третьего поколения» — в 2019 году они расширили парк до ста машин и накатали уже 4 млн километров в автономном режиме (хотя и с инженерами на борту, которые сидят за рулем и с точки зрения ПДД являются водителями).
Но Яндекс не ставит перед собой задачу разрабатывать и выпускать транспортные средства — как говорит руководитель беспилотного направления Артем Фокин: «Мы создаем не автомобиль, а водителя». То есть беспилотники — это сервис, комплекс оборудования и программ, который должен быть максимально универсальным для будущей работы на любых автомобилях. В перспективе Яндекс планирует «просто заливать беспилотный софт» для тех клиентов или партнеров, которым необходимы беспилотные решения — например, для транспортных компаний, которые приобретают у автопроизводителя парк машин для перевозки грузов или пассажиров. Автопроизводитель при этом поставляет транспортные средства, в которые уже заложены технические решения для автономности, а Яндекс устанавливает свое ПО и некоторое дополнительное оборудование.
Исходя из этого, поиск партнера-автопроизводителя был стратегической целью Яндекса, и в марте прошлого года было заключено соглашение с компанией Hyundai Mobis (один из крупнейших поставщиков, «дочка» корпорации Hyundai-Kia, занимающаяся разработкой компонентов). Доработка и перенастройка Сонаты заняла полгода, кроме установки и интеграции систем машинного зрения пришлось, например, увеличивать мощность генератора, чтобы обеспечить энергией все оборудование даже на холостом ходу.
На Сонате установлены сразу и лидары, и радары, и камеры — это подход Яндекса, согласно которому объекты вокруг машины должны «видеть» как минимум три типа систем сразу. Если на беспилотных Приусах стояло шесть камер, то теперь их как минимум девять: четыре на крыше, три под ветровым стеклом и две по бокам. Хотя существует и конфигурация с десятью камерами. Радаров у Сонаты шесть — по два на крыше, на носу и на корме. Плюс четыре лидара с расширенным углом обзора (поле зрения передних лидаров пересекается).
Пока Яндекс закупает все это оборудование у сторонних поставщиков, но параллельно ведет разработку собственных лидаров и камер — это дешевле и открывает больше возможностей для настройки. «Цена на покупные лидары за пару лет уже упала в четыре раза, но все равно в этой цене еще остается высокая маржа разработчиков и производителей», — объясняют представители Яндекса. К тому же собственные лидары и камеры будут отвечать специфическим требованиям беспилотных автомобилей — например, камеры должны видеть светодиодные фонари без мерцания.
Сотня автономных Сонат будет ездить преимущественно в Москве, потому что здесь можно встретить все дорожные условия, ситуации и застать все времена года с широким диапазоном температур. Но также Сонаты попадут и в Иннополис, где с прошлого года разрешена работа автономного такси без человека за рулем, то есть инженер все еще должен находиться в салоне, но может сидеть на пассажирском месте. Сейчас в Иннополисе уже работают шесть беспилотников Яндекса.
А еще Сонаты должны попасть в Америку. Это могло произойти уже этим летом, потому что Яндекс договорился с организаторами реформированного Детройтского автосалона о том, что именно яндексовские беспилотники будут перевозить посетителей между отелями и выставочным центром, но коронавирус спутал все планы, шоу было отменено. Однако база в Мичигане осталась, а местные законы позволяют тестировать беспилотники на дорогах общего пользования без инженера за рулем. В России это пока невозможно.
Многие ожидали, что карантин и опустевшие улицы в Москве дадут хотя бы временный импульс развитию беспилотных сервисов — например, такси и доставки, но этого не произошло, потому что, согласно ПДД, автомобилем должен управлять водитель, и никаких других вариантов быть не может. Хотя подвижки в законодательстве возможны уже в ближайшее время: еще в начале апреля президент России поручил правительству к 31 мая разработать план по изменению законодательства ради развития беспилотного транспорта. Инициативу из правительства передали компаниям-разработчикам, и еще в начале мая Яндекс, Сбербанк, КАМАЗ и Группа ГАЗ передали в кабмин совместный план действий по допуску на дороги беспилотников без инженера на борту к 2023 году. Но из-за пандемии дедлайн для итоговой версии этой программы перенесли на 31 августа, и пока ничего нового в плане нормативной базы нас не ждет.
Зато еще в апреле в Сколково начал работать робот-курьер Яндекс.Ровер — наиболее автономный из всех беспилотников в России. Это шестиколесный «луноход» высотой примерно полметра, который оснащен лидарами, камерами и сонарами. С прошлой осени Ровер работал в офисе Яндекса, а теперь возит документы между сколковскими объектами, расположенными в паре километров друг от друга. Робот получает задания со смартфонов, но движется не по дорогам, а по тротуарам со скоростью пешехода. На сегодня создано около десятка таких Роверов, и они уже были испытаны для доставки покупок из интернет-магазина, а в будущем робокурьеры смогут работать в сервисах Яндекс.Еда, Яндекс.Лавка, на складах и в других сферах, где смогут заменить традиционных доставщиков.