Хирото в Ниссане: минус 99% прибыли и массовые увольнения
Игорь Владимирский
Фото:
компания Nissan
Почти двадцать лет назад Карлос Гон вытянул Nissan из глубокого кризиса. Но весной 2017 года новым президентом компании стал японец Хирото Саикава. Именно он всего через несколько дней после ареста Гона в ноябре 2018-го распорядился уволить его с должности председателя правления. Как же чувствует себя Nissan с новым руководством? Об этом красноречиво рассказали итоги первого квартала 2019 финансового года (по японскому законодательству он начинается 1 апреля).
По сравнению с тем же периодом 2018 года операционная прибыль компании снизилась на 99% — со 109,1 до 1,6 млрд иен, то есть 14,8 млн долларов по текущему курсу. Операционная маржа составила всего 0,1% вместо 4% год назад. А чистый доход Ниссана в период с апреля по июнь упал на 95%: всего 6,4 млрд иен, или 59 млн долларов. Это самые низкие показатели после кризиса 2008 года. Что пошло не так на этот раз?
В компании пеняют на общий спад автомобильного рынка: продажи новых машин по всему миру в первом квартале 2019 финансового года сократились на 6,8% до 22,5 млн штук, тогда как у Ниссана падение только на 6% (до 1,23 млн автомобилей). Спрос на машины Nissan в Японии снизился на 2,6%, в США — на 3,3%, а в Европе (включая Россию) — на 16,3%. Хотя в Китае удалось нарастить сбыт на 2,3%. Также причинами финансового спада стали повышенные затраты на адаптацию автомобилей к новым локальным техтребованиям (тот же стандарт WLTP в Европе) и усилившаяся конкуренция в самом лакомом сегменте кроссоверов.
Антикризисная программа уже объявлена. Nissan собирается уволить 12500 сотрудников (примерно 9%) по всему миру: к объявленным ранее в этом году 4800 работникам добавлены еще 7700 человек. К 2023 году на 10% будут сокращены глобальные производственные мощности и модельный ряд, хотя конкретный перечень заводов и автомобилей пока не объявлен. Реализация плана уже началась: например, из-за низкого спроса с рынка США уходит гибридный Nissan Rogue (он же X-Trail), а еще отменен план организации производства Икс-трейлов на заводе в британском Сандерленде.
При этом Nissan намерен продолжать перспективные разработки в области электромобилей, электронных ассистентов и беспилотников, а еще будет вкладывать средства в «новую мобильность» — райдшеринг и каршеринг.