Как сделать переходы безопасными для животных
Содержание статьи
Трассы и магистрали перерезают естественные ареалы обитания зверей, разбивая их на более мелкие группы и отрезая от источников пропитания. Чтобы защитить зверей от голода и гибели под колесами автомобилей, ученые в разных странах разрабатывают экодуки
Животным на дороге не место
В 1990-е годы в Европе ежегодно происходило несколько сотен тысяч аварий с участием крупных животных. При этом порядка 30 человек в год погибали, а 300 — получали ранения. А в США, например, за год на трассах происходит до миллиона столкновений с оленями. Чтобы этого не происходило, необходимо изолировать зверей от транспортных потоков.
Экодуки — это мосты, тоннели и просто конструкции, которые позволяют животным переходить крупные автомагистрали. Первый мост для животных построили во Франции в 1950-е годы, и с тех пор такие тоннели стали обыденностью в Европе и США. Их количество не сосчитать — в Америке под некоторыми трассами такие переходы устроены через каждые несколько километров.
Мост для крабов
Стоит ли овчинка выделки?
Конечно, экодуки — недешевое удовольствие. Постройка переходов для животных над автомагистралью повышает конечную стоимость проекта на 7-8%. Но они ведь и окупаются: суммарные годовые убытки от столкновений с животными в той же Европе достигают миллиарда долларов в год. Исследование, проведенное Департаментом транспорта в штате Вирджиния, показало, что подземные переходы для оленей экономически оправданны, если их постройка предотвращает хотя бы от 3 до 9 аварий с участием животных в год. А ведь в самых диких местах олени через дорогу ходят сотнями.
Переводим зверей через дорогу правильно
Для постройки экодуков егеря сперва выбирают места, где проходят звериные тропы. Затем вдоль дороги делают полосы рыхлой земли или песка, чтобы по следам животных определить, где именно звери чаще всего могут выходить на проезжую часть. Иногда построить мост или тоннель в самом удобном для зверей месте невозможно. Тогда их перенаправляют при помощи загородок или оставляя в нужных местах ворота в заборах вдоль дороги.
Нидерландский экодук Натурбуург Зандерай Крайлоо длинной почти в километр и шириной 50 метров. Он проходит над бизнес-парком, рекой, железной дорогой, спорткомплексом и автотрассой.
Natuurbrug Zanderij Crailoo is the World's longest wildlife-overpass. Located in the Nertherland, the bridge measures 800 meters long and 50 meters wide #MitigationMonday pic.twitter.com/qFtfK9bY9X
— The Road Lab (@TheRoadLab) December 4, 2017
Экодук обязательно звукоизолируют, ограждают заборами и выстилают травой. Если это тоннель — через него иногда пропускают искусственный ручей, чтобы привлечь влаголюбивых животных. При постройке обязательно учитывают размер животных, которые будут пользоваться тоннелем.
Тоннель для самых маленьких
Лягушка выходит из подземного тоннеля для земноводных в США. Маленькие звери особо уязвимы на дорогах. С ними никто не церемонится, и подсчитать, сколько жаб или саламандр погибло на дорогах, не представляется возможным.