Калужский завод PCMA: экспорт, Fiat, двигатели и коробки передач
Игорь Владимирский
Фото:
Игорь Владимирский | компания Fiat | компания Opel
Завод PCMA (Peugeot Citroen Mitsubishi Automobiles) работает в Калужской области с 2010 года, при этом его структура собственности остается прежней: 70% принадлежит концерну Stellantis, а 30% — компании Mitsubishi. В такой же пропорции разделена и производственная мощность (125 тысяч машин в год), но если у японцев нет проблем с загрузкой своей доли, то Stellantis (бывшая группа PSA) за все время работы выпустил в Калуге лишь 156 тысяч машин (из них 73 тысячи «отверточным» способом за первые два года работы). Однако у концерна есть план развития российского предприятия, и он уже претворяется в жизнь.
Во-первых, завод PCMA уже начал производство автомобилей для экспорта в Европу. Первая установочная партия фургонов Peugeot Expert была сделана в декабре прошлого года, причем в деталях эти машины отличаются от тех, что предназначены для российского рынка. Как заявили в компании, фургоны калужской сборки уже показали немецким дилерам, и они остались довольны качеством сборки. Уже в феврале начнутся поставки товарных машин в Германию и Польшу, в марте — в страны Восточной и Северной Европы, а на ноябрь запланировано начало экспорта в Италию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург.
Главным экспортным продуктом завода PCMA будут фургоны Peugeot Expert, Citroen Jumpy и Opel Vivaro, все — с турбодизелями стандарта Euro-6.3 объемом 1,5 л (DV5) и 2,0 л (DW10). Выпускать такие машины в самом Евросоюзе становится невыгодно, и там заводы будут переходить на производство электрических версий. Позже на автомобили для Европы начнут ставить современный восьмиступенчатый «автомат», хотя фургоны для российского рынка сейчас оснащают старой шестиступенчатой коробкой передач.
В конце этого года на калужском заводе начнут выпуск четвертого фургона-близнеца Fiat Scudo, который будет иметь тот же набор агрегатов. Однако интересно, что машины под маркой Fiat пойдут исключительно на экспорт: продавать их в России Stellantis не планирует. И вообще Fiat не заявил ни одной новинки для российского рынка на этот год: у нас пока останутся только коммерческие модели Doblo и Ducato. Стратегическая цель концерна Stellantis — экспортировать более 30 тысяч автомобилей российского производства в год. Поэтому на 2022-й на заводе PCMA запланировано увеличение объема выпуска в три с половиной раза.
Во-вторых, завод PCMA загрузят выпуском двигателей и коробок передач. Еще прошлой весной здесь начали сборку восьмиклапанных турбодизелей DV6 (1,6 л, 75—120 л.с.). Постепенно локализация производства будет увеличиваться: уже готовится к запуску линия механической обработки блоков цилиндров, впоследствии российскими должны стать головка блока, коленвал, поршни, подшипники и некие «сложные компоненты». Плановая мощность моторного цеха — 70 тысяч двигателей в год, причем 80% пойдет на экспорт (мотор DV6 имеет версии под Euro-5 и Euro-6.1).
В-третьих, на декабрь этого года запланировано начало производства коробок передач. Речь о пятиступенчатой «механике» серии BE, которая рассчитана на входной крутящий момент 250 Нм и агрегатируется с бензиновыми и дизельными моторами объемом 1,6 л. Запланированы локализация алюминиевых компонентов и объем производства до 60 тысяч трансмиссий в год, из которых 80% также пойдет на экспорт. Также планируется локализация электронных компонентов и элементов ходовой части.
Если в прошлом году завод PCMA принял на работу 618 новых сотрудников (сейчас общий штат включает 2500 человек), то план на 2022-й — набор еще 950 человек. А в 2023 году Stellantis намерен удвоить производственные мощности в Калуге. Пока неясно лишь, как будет разрешен вопрос совместной собственности с компанией Mitsubishi. Слухи о том, что японцы продадут свою долю концерну Stellantis и уйдут с калужской площадки, ходят не первый год, но сами собственники их не подтверждают.