Камеры тоже ошибаются: 10 примеров признанных властями сбоев
Содержание статьи
По мере развития систем автоматической фиксации нарушений ПДД для водителей растут риски получения ошибочного штрафа
Власти считают, что техника работает хорошо, вероятность ошибки низкая, на этом не стоит заострять внимание. Газета «Коммерсант» вспоминает десять самых интересных случаев, когда камеры ошиблись и это было признано властями.
- Московская область, Химки, 2011 год.
Что произошло: Владелец автомобиля ВАЗ-21011 («копейка», максимальная скорость — 145 км/ч), получил штраф за движение со скоростью 211 км/ч. Это была одна из первых камер, появившихся в Москве и области. Ошибочные штрафы позже получили и другие автомобилисты.
За что наказали: Превышение скорости.
Реакция властей: УГИБДД по Московской области признало некорректную работу камеры и отключило ее. Что конкретно произошло — не объяснялось, дальнейшая судьба камеры неизвестна.
Еще неприятный курьез с видеофиксацией: водитель получил штраф из-за блика фар на дороге https://t.co/Dl4SLj1a7R pic.twitter.com/ImS6NIAdQj
— #говоритмосква (@govoritmsk) August 30, 2016
За что наказали: Выезд на обочину.
Модель камеры: «Стрелка Плюс».
Реакция властей: Случаи имели широкий общественный резонанс. Госавтоинспекция постановления оперативно отменила и на время проверки частично отключила 113 камер, фиксирующих обочины. Глава столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев заявил: «В работе алгоритма видеоаналитики были найдены недостатки, но производитель их устранил достаточно оперативно».
Из общего массива спорных моментов 0,5%. Их можно обжаловатьМихаил Черников
Начальник ГИБДД
-
Москва, 2016 год.
Что произошло: Автовладелец получил штраф за заезд на обочину на Варшавском шоссе, где он остановился по требованию инспектора ГИБДД. Подробнее — в материале «Ъ».
За что наказали: Выезд на обочину.
Реакция властей: Начальник УГИБДД по Москве Виктор Коваленко заявил: командир подразделения не знал о том, что камера в этом месте (на Варшавском шоссе) уже введена в эксплуатацию, приказ об этом вышел накануне, поэтому сотрудник ДПС и решил, что водителя можно остановить. Штраф был отменен.
-
Московская область, 2018 год.
Что произошло: Владелец кроссовера получил штраф за скорость 127 км/ч в населенном пункте. В момент фиксации нарушения в машине работало несколько альтернативных систем замера скорости (использующих GPS-сигнал), они показывали режим 69-72 км/ч.
Модель камеры: «Автоураган».
За что наказали: Превышение скорости.
Реакция властей: После обжалования постановления УГИБДД по Московской области провело проверку. Данные системы «Патруль» показали, что машина двигалась в потоке с остальными машинами, не приближаясь к ним: их средняя скорость составляла порядка 74 км/ч. Данный факт в Госавтоинспекции назвали «неустранимым сомнением» в виновности автовладельца. В письме об отмене штрафа ГИБДД официально извинилась перед водителем.
-
Москва, 2018 год.
Что произошло: Водитель получил штраф в 3 тыс. руб. за стоянку под запрещающим знаком, хотя в действительности в этот момент его машина стояла в глухой пробке. Фотография, по которой выносилось постановление, была сделана проезжавшим мимо парконом ЦОДД.
За что наказали: Стоянка в неположенном месте.
Реакция властей: В Московской административной дорожной инспекции, где выносили постановление, ошибку признали. «Штраф будет отменен, а денежные средства возвращены автомобилисту, — заявили “Ъ” в инспекции. — В отношении сотрудника, допустившего ошибку при изучении фотоматериалов, проводится служебная проверка». Позже начальник ГИБДД России Михаил Черников заявлял в интервью «Ъ», что ведомство обеспокоено подобными инцидентами.
Иван Буранов.
Почему камеры ошибаются?
Григорий Шухман, эксперт по фотовидеофиксации.
— Все эти ошибки являются следствием упрощенного подхода правоприменителей к результатам работы автоматической фиксации — они считают комплексы безгрешными: если материал получен от комплекса, значит, ошибки быть не может, ведь комплекс сертифицирован и поверен Росстандартом и метрологами.
Производители комплексов до сих пор практически не признают публично и в документации, что их комплексы могут в любой момент допустить ошибку и поэтому есть основания не доверять результатам работы комплексов автофиксации. И как следствие, если возможность ошибки не декларируется, то разработчики комплексов не разрабатывают и не аттестовывают методики исследования результатов автофиксации на предмет наличия ошибки в каждом отдельно взятом случае.
Зачем выискивать ошибки, которых формально быть не может?
Поэтому даже если бы правоприменитель захотел исследовать, например, результат измерения скорости на ошибку, он не знает, как это сделать, тем более если от комплекса он получил только одну фотографию, бесспорно позволяющую установить только один факт — наличие транспортного средства в зоне контроля, что само по себе нарушением не является.
Выискивание ошибок перекладывается на водителей, вынужденных искать способы доказать ошибку, при этом результатам комплексов и правоприменители должны верить, потому что у них есть сертификаты и поверки, а материалам водителей можно не верить, потому что у нас таких официальных бумаг нет.
Что касается влияния человеческого фактора, то в комплексах автофиксации он не исключен, а просто размыт — ошибка может быть допущена на любом этапе: ошибки конструирования и разработки ПО (как, например, штрафы за тень или присвоение скорости нарушителя соседнему с ним автомобилю), установки и настройки (что влечет системные массовые ошибки), ошибки распознавания номеров. В итоге с учетом потока материалов и отсутствия методик их исследования все эти ошибки также пропускает и последний барьер на их пути — инспектор ГИБДД.
В результате и происходят все вышеописанные ошибки.
Зависимость от человеческого фактора в принципе неизбежна для всех камер — они в конечном итоге зависят от добросовестности и компетентности людей, причастных к их разработке, установке, настройке, эксплуатации и обработке их материалов. Задача комплексов автофиксации не выписывание штрафов, а контроль движения и сбор материалов по случаям с признаками нарушения в режиме 24/7 для их исследования и вынесения решения должностным лицом в ГИБДД (ЦАФАП). Если же должностное лицо вместо исследования, объективного и всестороннего, материалов будет просто конвейером штамповать постановления, то все допущенные на предыдущих этапах ошибки станут штрафами в отношении невиновных водителей (собственников) автомобилей.