Карлос Гон: первая пресс-конференция после побега
Кирилл Кадощук
Накануне Нового года бывший глава альянса Renault-Nissan-Mitsubishi Карлос Гон бежал из Японии, где он больше года содержался под арестом в ожидании суда. Гон тайно перебрался в родной Ливан, у которого нет договора об экстрадиции с Японией, и на днях провел в Бейруте закрытую пресс-конференцию. Там он назвал главных действующих лиц, причастных к его заключению под стражу.
По словам Карлоса Гона, он оказался перед выбором: умереть под стражей в Японии или бежать из страны. Проблема заключалась не столько в нечеловеческих условиях содержания, сколько в отсутствии надежды на честное разрешение дела японской системой правосудия. Суд постоянно откладывал дату разбирательства по делу, а адвокаты Гона по итогам досудебных заседаний намекали на то, что процесс может запросто растянуться еще лет на пять.
Карлос Гон по-прежнему настаивает на своей невиновности. По его словам, никаких махинаций с гонорарами он не совершал и исправно платил все налоги, что может подтвердить необходимыми документами. Одной из возможных причин ареста Карлос Гон назвал возросшее влияние компании Renault на Nissan, что привело к уменьшению свободы действий японцев внутри альянса. И такое ущемление, по его словам, было крайне негативно воспринято даже в правительстве Японии.
О сговоре властей с верхушкой компании Nissan Карлос Гон рассказал открыто, однако об именах конкретных представителей власти он все же решил умолчать. Хотя ключевые фигуры из ряда своих бывших коллег он назвать не постеснялся — и чаще всего во время пресс-конференции упоминал Хирото Саикаву, который в свое время сменил Гона на посту генерального директора компании Nissan.
По мнению бывшего топ-менеджера, даже после его отстранения в компании продолжали связывать ухудшение результатов с работой «убийцы расходов», а японские СМИ успели окрестить Гона «холодным жадным диктатором». Интересно, что еще в 2009 году американский концерн General Motors предлагал Гону работу с вдвое большей зарплатой, чем тот имел в компании Nissan, однако тогда он отказался покидать свой пост, желая довести начатое дело до конца.
Огромным упущением Гон называет так и не состоявшееся объединение с итало-американским концерном FCA (Fiat Chrysler Automobiles), в результате которого мог бы получиться сильный альянс, уступающий по объему продаж автомобилей лишь гигантам Фольксвагену и Тойоте. Однако теперь партнером FCA стала французская группа PSA. Также Карлос Гон подсчитал, сколько денег потеряли бренды Renault, Nissan и Mitsubishi с момента его ареста, причем, что интересно, самый большой убыток якобы понесла компания Nissan: за последние 14 месяцев снижение ее рыночной капитализации превысило десять миллиардов долларов. Совпадение?