Каршеринг усилит бдительность: сервис ждут изменения
Иностранное и чуждое нашему уху слово «каршеринг» в ходу в России только три с половиной года. Осенью 2015-го при поддержке столичных властей в Москве начала работу компания «Делимобиль», предоставляющая автомобили в аренду с поминутной тарификацией. Сегодня операторов только в Москве уже почти полтора десятка (было и больше, но некоторые уже успели сдаться в острой конкуренции), их парк по численности машин стал вторым в мире, а в перечне услуг появилось множество тарифов и классов автомобилей, позволяющих подобрать услугу точно под свои потребности.
Клиентам удобно, спору нет. И статистика подтверждает ажиотаж вокруг каршеринга. По оценке Сбербанка, за прошлый год выручка всех работающих в этой сфере операторов составила семь миллиардов рублей. За 2018-й количество пользователей сервиса выросло с 51,6 до 228,8 тысячи человек. На этой неделе руководитель проектов столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Алексей Назаров сообщил, что разрабатывается единое мобильное приложение для всех «шерингов» Москвы. Оно объединит прокаты самокатов и машин, избавив клиентов от необходимости держать на смартфоне десятки программ разных операторов.
Но где удобства одной категории граждан, нельзя обойтись без неудобств для других. Согласно статистике Дептранса, на одной каршеринговой машине в Москве за день совершают в среднем десять поездок. Иными словами, при идеальном сценарии она заменяет десять частных автомобилей на дорогах. С одной стороны, весомый вклад в дело сокращения пробок.
С другой, жители центра мегаполиса и отдельных районов за его пределами уже начинают жаловаться на засилье прокатных машин. Платные парковки в свое время заставили немало людей отказаться от поездок на личном транспорте. Результат – парковки стали свободнее. Потом поминутная аренда вернула им эту возможность, и мест снова стало не хватать. Бизнес зарабатывает, город – тоже. И только местные жители в проигравших: им-то все равно, кто занимает машиноместа около их домов, частные автомобили или каршеринговые.
Если власти прислушаются к просьбам резидентов, клиенты прокатных машин могут получить ограничения по парковке. Они, собственно, частично существуют уже сейчас. По Москве пока сравнительно немного стоянок с табличками «Только для местных жителей», однако их количество растет. Ставить на них каршеринговые автомобили нельзя.
У ГИБДД свои претензии к модному сервису. Поначалу автоинспекторы не замечали серо-оранжевые автомобили. Документы на них заведомо в порядке, доверенность на управление отменили, конструктивных изменений нет. Но с ростом парка стало расти и количество инцидентов, в том числе – трагических. Оказалось, что ноль внимания со стороны автоинспекции привел к тому, что за руль стали часто садиться в нетрезвом состоянии. Расплодились «фейковые» аккаунты, которыми пользуются лица без прав, не допущенные за руль по медицинским показаниям и с иными проблемами. И это не говоря уже о том, что многие клиенты, сидя за рулем «поминутного» автомобиля, чаще смотрят на часы и смартфон, чем на дорогу и сигналы светофора.
В результате патрули ДПС стали чаще останавливать машины в характерной расцветке. Больше не с целью проверить СТС и ОСАГО, а права и трезвость водителя. В Госдуме предложили пойти дальше и установить во все прокатные автомобили так называемые алкозамки. Перед каждым запуском двигателя водитель будет обязан «дунуть в трубочку». Система позволит начать поездку, только убедившись в трезвости шофера.
Есть и другое предложение, исходит оно от самой ГИБДД. Полиция хочет внедрить систему распознавания лиц в машинах. Дело в том, что проверку документов оператор каршеринга проводит только один раз – при регистрации клиента в системе. Если его позднее лишают прав, компания об этом не узнает. Детектор лиц поможет в режиме онлайн узнать, есть ли у собирающегося сесть за руль человека права в данный момент. Но реализация идеи пока вызывает большие вопросы. В первую очередь, о цене.
Защищают свои интересы и сами фирмы. Так, для злостных нарушителей ПДД и внутренних правил компаний предусмотрена блокировка на разный срок и денежные штрафы. Могут отлучить от каршеринга и навсегда. Правда, обмен «черными списками» между операторами пока не налажен. А раз их на столицу 14 штук, можно без проблем уйти к «соседней» компании.
Приходится бороться с кражами из машин – запасных частей, магнитол, ковриков, щеток и дворников. Крали бы и запаски, но их предусмотрительно вынимают сами прокатчики. Обычный видеорегистратор для этих целей не годится: его же первым и умыкнут! Поэтому нужны камеры стационарной установки, что сложнее и дороже. Поэтому инициатива пока тоже остается нереализованной. А вот на увеличение минимального возраста клиента операторы вряд ли пойдут, ведь это уменьшит доходы.
Масштаб назревших проблем таков, что рано или поздно в сфере каршеринга появятся новые правила игры. Для законопослушных клиентов они вряд ли усложнят жизнь, а вот маргиналов за рулем должно поубавиться.