Lada Vesta CNG на метане: гибрид экологичности и экономичности
Этот тест-драйв основан на двух длительных поездках автора на Lada Vesta CNG и сравнении битопливной версии популярного седана с его традиционно-бензиновым аналогом.
На данный момент метановых Вест продано чуть более трёх сотен. Продажи стартовали летом 2017 года. Основной клиент – корпоративные парки, таксисты и просто люди, которые умеют считать деньги. Жаль, но именно явная выгода – основная причина покупки такого автомобиля. Об экологии большинство россиян и не вспоминают. А между тем, количество выбросов после сгорания метана в десятки раз ниже выхлопа от бензиновых моторов.
Внешность
Этот раздел теста будет самым коротким, так как внешних отличий Весты на метане от бензиновой нет никаких. Единственное – шильдик CNG на крышке багажника.
Да, еще под лючком бензобака вы увидите дополнительный штуцер для заправки автомобиля природным газом. Кстати, на некоторых АГНКС вы не сможете заправиться если не имеете в собственности специального переходника. Опыт путешествий на Lada Vesta CNG дал понять, что на заправках его зачастую нет.
Салон
Тут отличий тоже минимум – кнопка переключения топлива, расположившаяся на центральной консоли. Все. Эта же кнопка является индикатором объема газа в баллоне, который расположен за спинкой сиденья задних пассажиров, в багажнике.
Увидеть этот баллон можно именно из салона, сложив спинку второго ряда. От созерцания со стороны багажника он скрыт кожухом из пластика. Аккуратно. Объем багажного отделения после установки резервуара потерял около трети. Для кого-то существенно. Но места для багажа нескольких человек хватает.
Возвращаясь к кнопке-индикатору отмечу, что выглядит она несколько инородно, не вписываясь в общий дизайн. Индикация – несколько светодиодов, сигнализирующих о четвертях объема метана и о том, на каком топливе вы сейчас едете.
Динамика
Этого не скрывает производитель Лада Веста на метане, группа компаний АТС, но мощность при использовании газа снижается. По ощущениям – заметно. Цифры замера на предприятии говорят о 8-10 лошадиных силах. Мотор тут установлен традиционный – 106-сильный, объемом 1,6. Такие же агрегаты стоят на обычных Вестах.
Изменений в трансмиссии тоже никаких. Lada Vesta CNG выпускается на рынок только с пятиступенчатой механикой. Сделано это для сохранения конкурентной цены.
Цена
Сейчас газовая Веста в любой комплектации, а их всего четыре, стоит дороже однотопливной на 30 000 рублей. Хотя переделка обходится ГК АТС в сумму выше 100 000 рублей. Разница компенсируется государственными субсидиями.
Самая скромная комплектация (Classic/Start) обойдется покупателю в 749 900 рублей. А самая дорогая (Luxe/Multimedia) – 865 900 рублей. Выбрать можно будет из трех вариантов окраски кузова – белый, черный, серебристый.
Экономия
За время нескольких тест-драйвов были зафиксированы следующие средние цифры рублей за километр пробега. И они очень радуют– 1 рубль/1 километр. Не сложно посчитать, сколько вы экономите, используя метан в качестве топлива. Но стоит оговориться, что нужно учесть несколько факторов, влияющих на восприятие этого автомобиля: стиль езды и погодные условия, при низких температурах газа в баллон помещается больше. В среднем от 18 до 22 кубов метана. А чем его больше, тем дольше будет ваш путь без дозаправки. Суммарно, бензин+газ, можно проехать больше 1 000 километров. На наших тестах мы смогли преодолеть маршрут длиной почти в 1 400 км.
Стоит уведомить читателя, что Веста не потребляет чистый метан. Система все время смешивает его с бензином. На сто километров расход составляет примерно 1-1,5 литра. Сделано это для снижения термического воздействия на двигатель. Пуск мотора всегда происходит на бензине. Так вот, чем более агрессивный стиль езды вы практикуете, тем выше расход бензина, хоть вы и едете на метане. Это было замечено в автопробеге «Сердце России», который проходил по городам Поволжья, Удмуртии, Татарстана и Мордовии осенью 2017 года. Мне, как пилоту, приходилось придерживаться средней скорости каравана, которая зависела от обгонов большегрузов и стиля езды ведущего. Напротив, в поездке из Тольятти в Ставрополь, что произошло двумя месяцами ранее, я ехал по подсказкам бортового компьютера, переключая скорости на нужных оборотах. Метана хватило на 400 километров пути. Именно в этом пробеге и был зафиксирован рекордный показатель экономии на метане относительно бензина, это 5 раз!
Для расчета использовались цифры стоимости метана – 12 рублей. Бензина – 40 рублей/литр. Учитывался расход бензина – 8 литров на сотню, а метана – 5 кубов на сто километров.
Обслуживание
Сейчас Lada Vesta CNG продается не во всех дилерских центрах бренда. Но в каждом регионе есть салон реализации и обслуживания. СТО оборудованы под ремонт и ТО таких автомобилей. Касаемо затрат, то это дополнительный нормочас, который сервисмены тратят на обнаружение утечек газа. Другое дело – обслуживание баллона, что нужно проводить раз в три года. Дилеры не имеют нужной квалификации, оборудования и сертификации. Вопрос пока на стадии анализа, времени то еще с запасом. Традиционно для России его решат в последний день. Но это не точно…
Оборудование
Композитный баллон (страна производитель Китай) рассчитан на рабочее давление в 20 МПа. Как было сказано выше, в него можно заправить до 22 кубических метров метана. Зависеть это будет о названных ранее причин, а еще от плотности газа на АГНКС и рабочего давления в самой раздаточной колонке. Объем баллона составляет 90 литров. Остальное оборудование от известной итальянской фирмы Emer (Италия).
Все работы по переоборудованию автомобиля проводятся на собственном производстве ГК АТС в Тольятти. Кроме серийного выпуска Весты фирма переоборудует автомобили сторонних заказчиков и готовится к выпуску на рынок Lada Largus CNG. Речь именно о серийном производстве, так как мелкими партиями битопливного универсала рынок был насыщен несколько лет назад.
Сложности владения
Основная сложность – малое количество АГНКС, на которых можно заправиться метаном. В некоторых городах России их просто нет. Самое большое количество заправок в Татарстане. Это следствие поддержки газомоторного направления местной властью. А вот в Тольятти, к примеру, где эти автомобили производятся, метановая заправка одна. И это на город с почти восьмисоттысячным населением и самым высоким уровнем лояльности к российскому автопрому.
Вообще ситуация с развитием рынка газомоторного топлива, а в частности использования метана, выглядит так: государство ждет шагов от ГАЗПРОМА и бизнеса, потребитель ждет шагов от ГАЗПРОМА и государства, а производитель является самым главным драйвером этого процесса. Он просто выпускает автомобили, которые нужно где-то заправлять. Пока негде…