Лучшее за 2018: «Жигули» против «Москвича»
Содержание статьи
Отцам было не до выбора — дефицит! Хватай что дают. Детям не легче. Советская классика вроде только вчера колесила по дорогам, как вдруг перешла в разряд раритетов, за которыми надо охотиться. Поэтому «шестерка» и 2140 снова на ринге
Грустная дата: ровно 30 лет назад — в июле 1988-го — сняли с производства последний классический «Москвич» модели 2140. C той поры выросло поколение мальчишек, для которых заднеприводная продукция АЗЛК в лучшем случае воспоминание из детства, в худшем — пустой цифровой индекс. «Шестерке» повезло куда больше. ВАЗ — 2106 выдержал приход на конвейер стремительного семейства «зубил», пережил трансформацию экономики на рыночный лад и видел конец не только своего соперника, но и крах всего столичного автозавода.
[sciba leftsrc=»https://auto.mail.ru/image/268921-8c1778bd66440794c63bf993914a3f46//i.png» leftlabel=»Москвич — 2140″ rightsrc=»https://auto.mail.ru/image/268920-6dfa52f8d4564cfdb2064de7647a8183//i.png» rightlabel=»ВАЗ — 2106″ mode=»horizontal» width=»825″]
Откидной задний номер «Москвича» скрывает горловину бензобака, поэтому заправлять машину удобно с любой стороны, а «шестерку» — только справа
«Жигули» отправили на покой в канун 2006 года. В памяти народной ВАЗ — 2106, несмотря на «криминальное» прозвище «шаха» из блатного жаргона, остался символом советского достатка, высокого статуса, лебединой песней тольяттинской классики. И правда — одно время «шестерка» стоила дороже, чем куда более сложная технически «Нива». «Москвич» же молва опрокинула на имиджевое дно и чуть ли не предала анафеме. Дескать, кондовый 2140 только для деревни и разбитых проселочных дорог годился. Даже улучшенная версия «Люкс» вазовским машинам вроде как не ровня была. Финальным гвоздем в крышку гроба стала обидная расшифровка АЗЛК: «автомобиль, заранее лишенный качества»… Неужели «Москвич» так плох?
Узник сырого подземелья и самоход из Якутии
Общего в советских седанах хватает. Оба появились в 1976 году как результат глубокой модернизации более ранних моделей. Имели схожие габариты, массу и заднеприводную компоновку с продольным расположением двигателя. А еще навсегда вошли в летопись своих заводов. 2140 для АЗЛК, а «шестерка» для ВАЗа стали трех- и четырехмиллиоными автомобилями. И к вопросу о престиже. К примеру, аварийная световая сигнализация и полноценный электрообогрев заднего стекла на «Москвиче» появились раньше. Не говоря уже о краске «металлик». Блестящие цвета с романтичными названиями «Снежная королева», «Страдивари» или «Аллигатор» вазовским, да и вообще советским, машинам тех лет не снились.
Восстановление каждой из машин обошлось в 300 — 350 тысяч рублей. Цена на вторичке за ухоженный экземпляр зависит от жадности продавца и доходит до полумиллиона, а иногда и больше. Причем «Жигули», как правило, дороже «Москвича»
Хотя судьбы героев этого теста стали словно отражением народных стереотипов. О «шестерке» нынешний владелец Александр мечтал с детства. Незакрытый гештальт остался с той поры, когда в семье трудилась вазовская «трешка», а дефицитная и дорогая 2106 была родителям не по карману. Казалось бы, что сложного найти сейчас тольяттинскую классику? Но «живых» машин советского выпуска почти не осталось. Чуть не сгинула в подземелье и эта белоснежная красавица. В свое время ее притащил из Германии армейский офицер, но что-то у него с «шестеркой» не задалось — автомобиль с детским пробегом 30 тысяч километров поставили гнить в сырой гараж. Когда Александр приехал в Коломну на осмотр, обнаружил заросшее плесенью нечто. Загаженный салон идеально подходил для выращивания картошки. Она бы там вскоре и сама проросла, но коллекционер разглядел сквозь грязь редкое экспортное исполнение «шестерки» с контрастным черным велюровым салоном, хромированными молдингами по кромкам колесных арок, шильдиками на задних крыльях. Так ВАЗ — 21061 1986 года выпуска отправился на реставрацию. Потребовалось полностью заменить истлевшую электрику, перекрасить кузов и поколдовать над агрегатами.
Изменения на АЗЛК внедряли постепенно. На этой машине 1980 года еще есть черная полоса между фонарями, блестящие колпаки, шильдики на крыльях, форточки в передних дверях, эмблема с кремлевской стеной. Но уже нет сигнальных фонарей на задних стойках
Если за желанные «Жигули» пришлось отдать 40 тысяч рублей, то «Москвич» достался Александру случайно и за спасибо. Убитый временем 2140 имел шансы стать садовой клумбой, хотя сходил с конвейера совсем с другой перспективой. Судя по заводским табличкам на кузове, седан 1980 года выпуска страстного цвета «Пицунда» тоже предназначался для экспорта, однако вместо заграницы загремел в… Якутию. В славном городе Алдан машину приобрели в семью некогда репрессированного москвича. В сохранившемся техпаспорте есть отметки даже о покупке покрышек (кто забыл, шины тогда тоже приходилось «доставать»). Отработав в крае вечной мерзлоты, «Москвич» отправился в столичный регион. Своим ходом. И даже доехал, но по месту новой прописки со временем оказался ненужным и почти погиб. 15 лет машина стояла на приколе мятая, с разбитыми стеклами. В итоге ее хотели просто выбросить. Так к реставраторам попал 2140, на 95% состоящий из оригинальных деталей. Сохранились даже якутские черные номера старого образца. Разве что боковое зеркало временно поставили жигулевское, родное пока найти не удалось.
В таком виде «шестерку» встретишь редко: эмблемы на задних крыльях, хром на кромках колесных арок и фонарях, молдинги на порогах — экспортные версии старались щедро украшать
Физкультура вместо кофе
Так или иначе, этим образцам советской классики повезло — у них началась жизнь после жизни. Александр оказался настолько уверенным в восстановленных из руин машинах, что разрешил отправиться в рискованное путешествие: без малого три сотни километров в одну сторону по лютой жаре под 30 градусов. Не смутили коллекционера «опасная» дата — пятница, 13-е — и даже пункт назначения. Место, откуда отечественные раритеты обычно не возвращаются — автомобильный музей под открытым небом Михаила Красинца (о его огромном собрании старины расскажем в отдельном материале).
[sciba leftsrc=»https://auto.mail.ru/image/268945-b43d431fee8cded601e42da14b9c3cf2//i.png» leftlabel=»Москвич — 2140″ rightsrc=»https://auto.mail.ru/image/268946-432e0de8f77dc25382b07cbfb8fd9e88//i.png» rightlabel=»ВАЗ — 2106″ mode=»horizontal» width=»825″]
Из ГДР «шестерка» вернулась с установленной «музыкой». Чтобы не заделывать дырки под динамики в дверях, владелец поставил современную магнитолу под бардачок. Так она меньше бросается в глаза. У «Москвича» радиоприемник оригинальный
Перед стартом — подзабытый ритуал: проверка уровня масла, тосола, натяжения ремней… Затем вонзаешь в замок слева под рулем тонкое жало будто игрушечного ключа зажигания, вытягиваешь «подсос» — оба движка тихо зашелестели чуть ли не с полоборота. А вот дальше милая ностальгия превращается в утомительную работу. Сонно вырулить из двора, потягивая утренний кофе, на таких машинах не выйдет. Полочки есть, а вот подстаканники тогда считали излишеством. Кроме того, на месте руль провернуть трудно, червячный рулевой механизм становится податливым только с началом движения — требуется навык. И усилие на «баранках» все равно недетское. Хотя 2140 в этом плане дружелюбнее, даже несмотря на меньший диаметр обода. Но что толку, если физкультурой приходится заниматься на жаре. Когда за окном пекло, хиленький обдув и открытые форточки не спасают. Кондиционера, разумеется, нет. Так и варишься в собственном соку, рубашку хоть выжимай.
Коробка с угрозой уничтожения
В это время суток Ленинский проспект кажется почти пустым, но лет 35-40 назад так выглядела самая лютая московская «пробка». Поэтому передвигаться на советской классике в современном трафике сложновато. Салонное зеркало маленькое, боковое — всего одно, слева, да и то непанорамное. При перестроениях вертишь головой, как летчик-истребитель в ожидании заходящего со стороны солнца вражеского самолета. Ведь современные автомобили проворнее наших старичков, появляются словно из ниоткуда. В обеих машинах выручают лишь тонюсенькие, как спички, стойки кузова: пассивная безопасность на ретро-уровне, зато обзорность аквариумная.
[sciba leftsrc=»https://auto.mail.ru/image/268948-64b809f1dc25f7d2e8f6e5a43d1a1e23//i.png» leftlabel=»Москвич — 2140″ rightsrc=»https://auto.mail.ru/image/268949-760eee9c809ff291dd48d4a36ad99e6c//i.png» rightlabel=»ВАЗ — 2106″ mode=»horizontal» width=»825″]
Алюминиевый москвичевский мотор с чугунными гильзами тяговит и отлично поддается форсировке, но на трассе шумноват. Вазовская «четверка» слабее, зато тише и экономичнее. На обоих седанах капот открывается вперед
И тут бы отдать победу в городском зачете «Москвичу» за тяговитый уфимский 1,5-литровый мотор УЗАМ-412 (75 л.с.). На первых двух передачах при старте с места 2140 уделывает «шестерку» с «трешечным» движком (1,5 л, 72 л.с.) и более длинной трансмиссией. Поэтому встраиваться в поток на московском седане проще. Но его подвела как раз коробка передач, а точнее — привод переключения: отвратительная избирательность и огромные ходы. Поначалу с трудом удавалось нащупать третью ступень. Пробовал и с двойным выжимом сцепления включать, и после четвертой… А оказалось, надо отводить рычаг чуть ли не к правой двери. Но боязно, ведь где-то там притаилась и задняя передача, у которой нет страховки от случайного включения. Чуть ошибся — «Сталинград» в коробке…
Теперь понятно, почему на гоночные «Москвичи» зачастую ставили жигулевскую механику. Вот это четкий агрегат! Рычаг здесь тоже неуклюже-длинный, однако ступени втыкаются с первого раза безошибочно, поисковые перемещения минимальные и даже задняя врубается по-человечески — от себя до упора и назад. При этом есть страховка: рычаг надо слегка утопить вниз.
[sciba leftsrc=»https://auto.mail.ru/image/268950-54a0916f7e9522b6964370d2919e0598//i.png» leftlabel=»Москвич — 2140″ rightsrc=»https://auto.mail.ru/image/268951-b51596662f4d1ad3bea00788578cc0f9//i.png» rightlabel=»ВАЗ — 2106″ mode=»horizontal» width=»825″]
На обе машины поставили современные покрышки Nokian Nordman SX2 размерности 175/70 R13, что уравняло шансы в ездовых дисциплинах. ВАЗ меньше кренится и рулится однозначнее, зато «Москвич» веселее: сначала сопротивляется повороту, а затем доворачивает на более крутую дугу
За рулем в «Москвиче», пассажиром — в «Жигулях»
На трассе 2106 вырывается вперед — «Жигули» резвее набирают ход и катят заметно легче. «Москвичу» приходится напрягаться, чтобы держать тот же темп. Он ощущается толстячком, у которого к тому же закисли подшипники, и мотор с трудом проворачивает колеса, хотя весят седаны одинаково — около тонны. На «одышку» 2140 намекнула и разница в расходе топлива. На мерном отрезке маршрута с грунтовками и легким офф-роудом ВАЗ — 2106 кушал по 9,7 л/100 км, а «Москвич» требовал на каждые 100 км на пару литров 92-го бензина больше. Впрочем, не исключено, что агрегатам 2140 действительно надо прикататься. Александр выезжает на нем реже, чем на «шестерке», настройка машины еще не завершена. Об этом говорит и характерная детонация уфимского мотора под нагрузкой.
[sciba leftsrc=»https://auto.mail.ru/image/268965-7ee482c73a31c453ca1b568e8efb1b40//i.png» leftlabel=»Москвич — 2140″ rightsrc=»https://auto.mail.ru/image/268966-6f09f83d77faef41d60074dc50dd1752//i.png» rightlabel=»ВАЗ — 2106″ mode=»horizontal» width=»825″]
Задний мост «Жигулей» подвешен на пружинах, у 2140 — на рессорах, что породило в народе мнение о более выносливой подвеске «Москвича»
Другое дело, быстрее 100-110 км/ч на любой классике ехать неуютно. Коробки же четырехступенчатые, а на такой скорости двигатели тревожным ревом уже просят пятую. К примеру, тахометр «шестерки» показывал аж 4000 оборотов — куда больше?
На «Москвиче» водителя могут приструнить и пассажиры, поскольку 2140 сильнее болтает на кочках и глубже кренит в поворотах. А еще «Жигули» сзади ощутимо просторнее, прежде всего в плечах. Здесь также чуть больше места для коленей, и задницы, пардон, потеют меньше — черный велюр нагревается, но лучше «дышит». В спинке даже откидной подлокотник спрятан — роскошь по советским меркам. «Шестерка» вообще машина с претензией. Передняя панель украшена пленкой под дерево, на руле и дверных картах узоры затейливые. Приборная доска, словно поршевский «парад планет» из циферблатов, есть тахометр и часы. Тотально пластиковый салон «Москвича» на этом фоне прост и скучен.
[sciba leftsrc=»https://auto.mail.ru/image/268958-39597ec48b7f6342c20d4a50ad3ad752//i.png» leftlabel=»Москвич — 2140″ rightsrc=»https://auto.mail.ru/image/268959-105a662479d394da4557a08a8a091b4c//i.png» rightlabel=»ВАЗ — 2106″ mode=»horizontal» width=»825″]
С 1976 года компоновка интерьеров ушла далеко вперед. Наши замеры показали, что в салоне советской классики места меньше, чем даже в городском малыше вроде Kia Picanto. Ремни безопасности безвольно висят — инерционные катушки тогда не ставили
Что интересно, водитель пафосного ВАЗ — 2106 утомляется быстрее. Потому что с эргономикой беда. Огромный руль с тонюсеньким ободом смещен вправо, равно как педальный узел. И колонка закреплена так, что сидишь враскоряку со скрюченной спиной. Впрочем, через эту пыточную камеру прошли все, кому довелось ездить на тольяттинской классике — подробно расписывать мучения не будем. А вот «Москвич» удивил. На АЗЛК правильно посчитали, что покупатель, терпеливо отстоявший годы в очереди на покупку автомобиля, тоже человек. Поэтому «баранка» в 2140 не перекрывает приборы, кресло при тех же двух регулировках (продольной и наклона спинки) лучше распределяет нагрузки, а органы управления расположены так, что через сотню-другую километров не возникает потребности выйти и размяться.
[sciba leftsrc=»https://auto.mail.ru/image/268960-4f4baaa34683957178e91a530e8a1e9b//i.png» leftlabel=»Москвич — 2140″ rightsrc=»https://auto.mail.ru/image/268961-a620e2ac1b9359a374a88c1a59dc1ebe//i.png» rightlabel=»ВАЗ — 2106″ mode=»horizontal» width=»825″]
В «шестерке» даже багажник оформлен изящно: «запаска» прикрыта чехлом, топливный бак — пластиком. Зато в «Москвич», по идее, влезет больше
Когда не было кроссоверов
Музей Михаила Красинца в качестве финальной точки мы выбрали в том числе за подъездной путь. Асфальта там нет, только полевые дороги и размытые ливнями уклоны. 2140 поначалу карабкаться по ним отказался: прямо на съезде с трассы стрелка указателя температуры рванула к 110 градусами. Перегрев? Оказалось, тряска прикончила разъем датчика температуры мотора. Восстановили отломившийся провод быстро, и, к слову, это была единственная поломка за всю поездку. И зря «Москвич» волновался. По пересеченной местности оба седана прошли легко. Ведь раньше к плохим дорогам машины не адаптировали, а для них создавали изначально. Поэтому по геометрии ВАЗ и АЗЛК покруче иных современных кроссоверов. К примеру, под моторным отсеком и картером заднего моста у советской классики по 18 см. И все же по рельефу 2140 с короткой коробкой двигался чуть увереннее «Жигулей»: плавно, аккуратно, на второй передаче. «Шестерка» же порой просила перейти на первую.
[sciba leftsrc=»https://auto.mail.ru/image/268963-12047d0f253960008c1d2d11c871cee2//i.png» leftlabel=»Москвич — 2140″ rightsrc=»https://auto.mail.ru/image/268964-fbc6d906d0c155c7a0923138d99daa94//i.png» rightlabel=»ВАЗ — 2106″ mode=»horizontal» width=»825″]
ВАЗ-2106 быстрее едет, зато «Москвич» увереннее замедляется — тормоза с моноблочными четырехпоршневыми суппортами спереди схватывают плотнее, привод «прозрачнее»
Как видите, «Москвич» оказался совсем не так плох, как о нем принято думать. И здесь бы сказать, что победила дружба, но вмешался неожиданный фактор. «Шестерку» советского периода люди воспринимают обычными «Жигулями» — ухоженные и что с того? А на давно исчезнувший с дорог 2140 оборачиваются, фотографируют, ведь для многих современников эта машина — символ лихой молодости, которую уже не вернуть. Это показало и народное голосование в нашем Инстаграме — «Москвич» выиграл с солидным преимуществом. Но в погоне за вау-эффектом помните: содержать и тем более восстанавливать 2140 сложнее. Если запчасти еще можно найти на том же знаменитом авторынке в Южном порту, то годную кузовщину подобрать все труднее. Как и выудить из картотеки воспоминаний давние фрагменты. Поэтому давайте ценить советскую классику хотя бы за то, что управлять машиной многие из нас учились, сидя на отцовских коленях в этих самых «Москвичах» и «Жигулях».
«Шестерок» сделали в пять раз больше, чем «Москвичей — 2140»: четыре с лишним миллиона против 800 тысяч
Редакция Mail.ru Авто благодарит Михаила Красинца за помощь в организации фотосъемки
Юрий Урюков
Заместитель главного редактора Mail.ru Авто / Фото Дмитрия Огнева