Мировая статистика-2021: электромобили и подзаряжаемые гибриды
Игорь Владимирский
Фото:
Shutterstock | компания Wuling
Международное энергетическое агентство IEA опубликовало отчет о мировых продажах электрифицированных автомобилей в 2021 году. Речь как о чистых электромобилях, так и о подзаряжаемых гибридах: во многих странах они приравниваются к «электричкам», ведь у них тоже есть возможность длительного передвижения на электротяге и подзарядки аккумулятора от сети. По данным IEA, продажи электрифицированных машин в прошлом году выросли более чем вдвое — с 3,1 млн до 6,6 млн штук. Их доля рынка выросла с 4,1% в 2020 году до 8,6% в 2021-м.
Если рассматривать прогресс мирового рынка электрифицированных машин за последние десять лет, то проданные за весь 2012 год 130 тысяч штук сейчас расходятся примерно за неделю. По данным IEA, к концу 2021 года на дорогах мира находится 16 миллионов электромобилей и подзаряжаемых гибридов, которые в сумме потребляют 30 тераватт-часов (ТВт∙ч) электроэнергии в год. Например, столько электричества вырабатывает за год Ирландия.
Главный потребитель электрифицированных автомобилей — Китай. В прошлом году здесь продано 3,4 млн электромобилей и подзаряжаемых гибридов (почти трехкратный рост), то есть больше, чем во всем мире в 2020-м. По данным агентства JATO Dynamics, чистых электромобилей здесь продано 2,34 млн штук. К концу года доля электрифицированных моделей в общем объеме продаж достигла 20%. Скорее всего, в этом году прирост замедлится, потому что с января госсубсидии на покупку «электричек» уменьшились на треть. Но, с другой стороны, самым популярным электромобилем в КНР стал миниатюрный хэтчбек Wuling Mini EV (470 тысяч штук), на который субсидии вообще не распространяются.
Второй по объему рынок для электромобилей и подзаряжаемых гибридов — Европа: 2,3 млн машин в 2021 году, рост на 70% и доля рынка 17%. Хотя на чистые электромобили приходится только половина этого объема. Тем не менее, в декабре доля «розеточных» машин уже достигла 21% и впервые стала больше, чем у дизельных автомобилей. В Норвегии доля электрифицированных моделей в прошлом году составила 72%, в Швеции — 45%, в Нидерландах — 30%, в Германии — 25%, а во Франции и Великобритании — по 15%.
На рынке США в прошлом году продано около 700 тысяч электрифицированных автомобилей. Из них 450 тысяч чистых электромобилей, причем 361 тысяча — марки Tesla. В остальных регионах мира «розеточные» машины пока не жалуют: по данным IEA, их реализовано лишь около 300 тысяч штук. Даже в развитой Японии их доля менее 1% от рынка, уж не говоря о Бразилии, Индии или России.
Как сообщает IEA, крупнейшим продавцом электрифицированных автомобилей в прошлом году стала Tesla с результатом 936 тысяч штук. На втором месте — концерн Volkswagen (763 тысячи), на третьем — китайская фирма BYD (598 тысяч), а следом идут концерны General Motors (517 тысяч) и Stellantis (385 тысяч). А в агентстве JATO Dynamics составили рейтинг самых продаваемых в мире электромобилей за 2021 год. Бестселлером стал седан Tesla Model 3.
Эксперты IEA прогнозируют, что сумасшедший рост продаж батарейных автомобилей уже скоро замедлится. В первую очередь, из-за роста цен на сами машины, обусловленный подорожанием сырья для производства тяговых аккумуляторов. В прошлом году литий прибавил в цене на 150%, никель — на 25%, графит — на 15%. А еще в агентстве IEA подсчитали, что с нынешними темпами электрификации транспорта дефицит лития наступит уже в 2025 году.