На водителей, которые ищут попутчиков, Минтранс наложит ограничения
В поисках новых источников поступлений в бюджет правительство добралось и до сервисов поиска попутчиков для путешествий. Разработкой новых правил для регулирования карпулинга (или райдшеринга) в России займётся рабочая группа, в которую войдут представители власти, общественных организаций и участники сферы услуг. Перевозчики считают, что спрос на райдшеринг в результате сократится на 20%.
В правительстве РФ задумались о том, чтобы установить контроль над совместными поездками на автотранспорте, при которых пассажиры возмещают водителям часть расходов. В BlaBlaCar настаивают на том, что эту сферу нельзя считать бизнесом, так как водители, ищущие попутчиков, не зарабатывают на таких поездках, а лишь «отбивают» часть денег, потраченных на топливо.
Директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин склонен считать такую практику «некоммерческим использованием личных автомобилей». Он пояснил, что автовладельцы платят транспортный налог, тратятся на страховку, топливо, техобслуживание: в итоге средневзвешенная стоимость 1 км пробега оказывается равна минимум 6,2 руб. Однако сервис райдшеринга BlaBlaCar оценивает максимальный заработок зарегистрированных водителей в 4,14 рубля за один километр.
В прошлом году французский интернет-сервис BlaBlaCar, работающий в России, столкнулся с угрозой блокировки, так как прокуратура обвинила ресурс в организации нелегальных перевозок, однако ситуация разрешилась в его пользу. После этого сервис выступил с предложениями по регулированию сферы услуг, свои идеи он направил Минтрансу РФ. В частности, представитель BlaBlaCar в РФ Сергей Авакян-Ржевский рассказал о том, что в законодательстве нужно закрепить понятие «карпулинг».
Как «Колёсам» рассказал руководитель BlaBlaCar в России Алексей Лазоренко, свои предложения по законодательному регулированию райдшеринга в РФ сервис разработал с учётом опыта работы в Европе, где совместные поездки давно легализованы (работает в 22 странах мира). По его словам, правовая база позволит разграничить поездки на те, которые совершаются профессиональными извозчиками с целью получения финансовой прибыли; а также те, которые совершают обычные автовладельцы, направляющиеся в другой город с личными целями (где водители не зарабатывают на попутчиках, а лишь компенсируют таким образом часть топливных расходов).
Алексей Лазоренко добавил, что действующее законодательство в сфере транспорта разрабатывалось несколько десятилетий назад, сейчас его нужно адаптировать «под реалии 21 века», то есть с учётом развития интернета и мобильных технологий.
Согласно данным «Коммерсанта», теперь Минтранс РФ обратился к правительству с предложением ввести регулирование сервисов карпулинга. Причём в основе новых правил предположительно окажутся предложения BlaBlaCar. Помимо идей по введению понятия «карпулинг» и запрета зарабатывать на попутчиках, интернет-ресурс предлагает также установить, что предпринимательской деятельностью нельзя признавать случаи, когда водители использует машину для перевозки пассажиров не более одного раза в день (в том числе туда и обратно).
По словам президента ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны» Борис Лорана, сервисы райдшеринга используют не только обычные водители, но профессиональные извозчики. По его мнению, в случае появления в РФ новых правил, на рынок регулярных междугородных автобусных перевозок вернётся около 20% пассажиропотока, который «оттянули» на себя такие сервисы. Представитель BlaBlaCar не ответил «Колёсам» на вопрос о том, сократится ли аудитория интернет-ресурса после введения регулирования этой сферы услуг.
Ранее мы сообщали о других сферах, которые власти хотят взять по контроль. Речь идёт, в частности, о специальных правилах для строительства объектов придорожного сервиса, которые разрабатывает Минтранс; а также о единых требованиях для размещения рекламы вдоль трасс, создаваемых Росавтодором.