Одна из самых «сложных» дорог в Подмосковье осталась без дублера
Новые дороги в Москве и Подмосковье не могут построить из-за споров дорожников и Минприроды
Росавтодор заморозил проект строительства дублера Щелковского шоссе, одной из самых перегруженных дорог Подмосковья. Для прокладки новой трассы нужно вырубить 32 га леса, передвинув границы нацпарка «Лосиный остров», но Минприроды проект не согласовывает. Обсуждение вопроса вышло на уровень Белого дома. Из-за проблем с нацпарком приостановилось строительство и московской северо-восточной хорды, призванной разгрузить от пробок столицу.
Ситуация с реконструкцией Щелковского шоссе обсуждалась на координационном совете по развитию транспортной системы Москвы и Московской области. «Продолжение проектных работ, как и совместное рассмотрение с коллегами из департамента транспорта Москвы конфигурации развязки (с МКАД. — прим.), в настоящее время не представляется возможным, — заявил глава Росавтодора Андрей Костюк. — Ожидаем решения Минприроды по изменению границ нацпарка “Лосиный остров”».
Щелковское шоссе (А103) — одна из самых перегруженных федеральных трасс. Четырехполосная дорога изначально была рассчитана на проезд 25 тыс. автомобилей в сутки, но сейчас, по данным Росавтодора, проезжает почти втрое больше — 69,7 тыс., из-за чего утром и вечером трасса стоит в пробках. В 2012 году Росавтодор начал изучать варианты решения проблемы — расширение существующей дороги или строительство дублера.
Расширение требует вырубки леса, входящего в состав нацпарка «Лосиный остров», на площади в 27 га и снос 402 домов (по затратам это сопоставимо со стоимостью строительства). Строительство дублера — вырубку 32 га леса и снос 40 домов. Росавтодор остановился на последнем сценарии.
Он наименее затратен и рискован: дублер с восемью полосами движения и семью развязками, включая пересечение с МКАД, планируется провести неподалеку от действующей трассы.
В 2017 году по поручению правительства РФ к вопросу об утверждении границ нацпарка для возможности проектирования автодороги по новому направлению подключилось Минприроды. В настоящее время окончательного решения не принято.Росавтодор
«В рамках рабочей группы при правительстве продолжают рассматриваться все возможные сценарии реконструкции Щелковского шоссе, — заявили “Ъ” в пресс-службе Минприроды. — Решение не принято. Все варианты будут прорабатываться с учетом высокой социальной значимости проекта».
Возможный сценарий обсуждался еще в 2013 году: Минприроды соглашается на вырубку леса (тогда Росавтодору требовалось 100 га для прокладки трассы), а взамен получает 5 тыс. га областных лесничеств. Для ускорения принятия решения Минприроды и Росавтодор обращались к губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву, но прогресса добиться не удалось. В подмосковном комитете по лесному хозяйству на запрос «Ъ» вчера не ответили.
Охранный статус нацпарка «Лосиный остров» мешает и другому строительству. Столица в последние годы строит сеть хорд, призванных отвести транзитный трафик от центра.
Северо-восточная хорда (СВХ) должна пройти тоже через нацпарк, вдоль ветки Московского центрального кольца (МЦК). В декабре 2018 года первый замглавы департамента строительства Москвы Петр Аксенов заявил, что решение пока не выработано. «Мы работаем по этому вопросу с Минприроды, объект должен увязываться с реконструкцией Щелковского шоссе на территории Московской области», — заявил он. Ранее глава департамента Андрей Бочкарев называл участок хорды в районе Лосиного острова «одним из самых сложных».
Оба проекта важные и рассчитаны на разных пользователей, пояснил «Ъ» член общественного совета при Минтрансе Московской области Андрей Мухортиков. «Дублер Щелковского шоссе нужен жителям Балашихи, Щелково, Лосино-Петровского, он позволит увести значительную часть потока в сторону от “старого” Щелковского шоссе, — говорит он. — Загрузка последнего сразу снизится, что облегчит жизнь жителям Щелково, Ивантеевки и других населенных пунктов. Северо-восточная хорда — это, по сути, дублер МКАД, которым будут пользоваться как москвичи, так и жители Подмосковья».
Варианта строить хорду в ином коридоре, кроме зоны вдоль МЦК, не существует, уверяет господин Мухортиков. «Нацпарк уже давно разделен на несколько частей, в том числе и МЦК, у которого уже есть полоса отвода, в ней-то и планировалось построить хорду, — поясняет он. — Но Минприроды ведет себя неконструктивно, прикрываясь статусом особо охраняемой территории и саботируя решение давно назревшей проблемы. Реального ущерба экологии нацпарка от этих двух проектов, уверен, не будет, особенно с учетом компенсационного присоединения к нему других озелененных территорий».
«Если речь идет о небольшой полоске на краю нацпарка, такой вариант в теории возможен, — говорит руководитель лесного отдела “Гринпис России” Алексей Ярошенко. — Плохо, что для инфраструктурного проекта по умолчанию выбирают самое простое и дешевое решение, а альтернатив не рассматривают. Не факт, что жителям, чьи дома не тронут в ходе строительства, станет лучше от дублера: им придется жить между двух шоссе».