Первый тест-драйв корейского (!) электрокара
«Авто Mail.Ru» прокатился на самом высокотехнологичном корейском автомобиле, который во многом смог обогнать «японцев» и «немцев». Встречайте — Hyundai Ioniq Electric
Голландия — самая продвинутая страна Европы в плане электрификации автопарка. На сегодняшний день треть населения этого небольшого государства передвигается на электромобилях, и количество таких пользователей постоянно растет. Подчеркну — речь идет не о каких-то там гибридах, а об абсолютно «чистых» автомобилях на электротяге.
Бум электрификации начался здесь в 2010 году с приходом на местный рынок модели Nissan Leaf. Автомобиль с небольшим запасом хода и весьма скромными техническими характеристиками в принципе ничем не отличался от полноценного бюджетного транспортного средства и поэтому вполне устраивал потребителей. Его пример другим наука — дальше все покатилось как снежный ком: Mitsubishi Outlander P-HEV, Tesla Model S, BMW i3, Renault Zoe и другие. Страна стала стремительно обрастать сервисом, и уже к началу 2018 года только в Амстердаме и окрестностях насчитывалось, — только вдумайтесь! — более 4000 зарядных станций! Для сравнения: в Германии на всю страну только половина этой цифры, во Франции — треть, в России — всего около трех сотен от Калининграда до Владивостока. Размах понятен.
Электрокары и государство
Hyundai Ioniq Electric ворвался на рынок Голландии в конце сентября 2017 года, его стали раскупать как горячие пирожки, несмотря на приличную стоимость — 35 000 евро. Причиной тому грамотная кредитная и лизинговая политика корейской фирмы и государства. Ioniq Electric стали приобретать в основном крупные компании для своих работников, службы доставки, сервисные компании и такси, медицинские учреждения. Электрический автомобиль получился выгодным для потребителя во всех отношениях. Он не облагается ввозными пошлинами, за него не взимается дорожный налог (за дизельный автомобиль голландский владелец платит 100-140 евро в месяц в зависимости от веса транспортного средства, за бензиновый 55-60 евро).
Мало того, на любой парковке электромобилям выделены лучшие места — только на этих местах установлены зарядные станции, и обычные автомобили не имеют права на них парковаться. Если же автомобиль покупает компания для своего сотрудника, то все сервисное и страховое бремя за транспортное средство она берет на себя, даже в том случае, если сотрудник использует автомобиль в личных целях. Своими деньгами сотрудник оплачивает только парковку и электричество. Компания, в парке которой служат электрокары, в свою очередь пользуется налоговыми преференциями.
Конструкция и эксплуатация
Стоит напомнить, что Hyundai Ioniс — относительно новая модель в линейке Hyundai, впервые представленная весной 2016 года в Женеве. Построен автомобиль на своих агрегатах с применением некоторых узлов и деталей от Elantra, обладает оригинальным дизайном и предлагается к продаже в трех версиях: Hyundai Ionic Hibryd с двигателем на биотопливе, усиленным электромотором, Ionic Plug-in — то же самое, только с возможностью подзарядки батареи от домашней розетки, и упомянутый выше полностью электрический Ionic Electric (отличается от собратьев отсутствием радиаторного «гриля», вместо него стоит декоративная сплошная заглушка из пластика). Корейская идея — создать полноценного конкурента Toyota Prius — воплотилась довольно успешно.
Hyundai Ioniq Electric — это традиционный переднеприводный хэтчбек с жестким кузовом и большим процентом алюминиевых деталей. Впереди МакФерсон, сзади — полузависимая торсионная балка. Единственный мотор — электрический, мощностью 120 л.с. или 88 кВт, выдающий прямо со старта внушительные 295 Н•м крутящего момента. Коробка передач отсутствует, ее роль выполняет бесступенчатый редуктор. Место топливного бака занимает литий-ионная батарея с воздушным охлаждением емкостью 28 кВт•ч, расположенная под задним сиденьем и под полом багажника. Максимальная скорость — 172 км/ч, самая высокая в классе, искусственно ограничена электроникой.
Согласно заводским данным, запас хода Hyundai Ioniq Electric при полностью заряженной батарее составляет 280 км при средней скорости 60 км/ч, однако практика ежедневной эксплуатации позволяет несколько скорректировать цифры, ведь никакой здравомыслящий человек не будет высаживать батарею в ноль, как это делали корейцы во время заводских тестов. В условиях городского трафика допустимый результат — 220 км. А если утапливать педаль акселератора в пол на автобане, запас хода составит 110-150 км в зависимости от выбранного режима, которых три — Normal, Eco и Sport.
На ходу
Первое впечатление от поездки на Hyundai Ioniq Electric весьма необычное. Для начала — нет привычных ощущений, никаких, даже малейших вибраций и звуков. Звука стартера, например. Да и откуда? Его же нет! О том, что автомобиль готов к движению, сигнализирует только зеленая пиктограмма на панели приборов. Ради безопасности пешеходов имитатор звука двигателя присутствует, но работает он негромко, внутри его не слышно, а при достижении автомобилем 40 км/ч функция автоматически отключается.
С места, при полностью выжатом акселераторе Ioniq буквально рвет асфальт из-под колес, ускоряясь мощно, упруго и равномерно, как троллейбус. Но такой эффект продолжается до 60 км/ч и после заметно слабеет. Заявленный разгон до 100 км/ч составляет 10 секунд, и он, похоже, честный. Примерно до 70-80 км/ч в салоне Ioniq царит полная тишина, где-то в районе 90 км/ч ощутимым гулом дает о себе знать резина в колесных арках, одновременно с этим появляется и мелодия ветра в зеркалах, куда ж без нее.
Снаряженная масса Ioniq Electric — 1445 кг. В принципе, для этого класса нормально. Но тяжелая батарея, расположенная сзади, сильно влияет на поведение автомобиля на дороге. При динамичном прохождении поворотов необходимо учитывать недостаточную загруженность передней оси, автомобиль упорно выезжает наружу поворота. И если к этому как-то можно привыкнуть, то к «длинному» рулю приспособиться гораздо сложнее — 3,5 оборота. Очень неудобно!
Однако никто не ждет от электромобиля спортивных побед. Салон реально большой, четверо пассажиров размещаются в нем более чем комфортно, спинка заднего сиденья раскладывается, увеличивая литраж и без того довольно вместительного багажника — для комфортного передвижения на небольшие расстояния лучшего и не пожелаешь. А вообще, за рулем Ionic Electric человек ощущает себя внутри смартфона на колесах, которому хочется сказать «ОКей, гугл», и все само по себе тронется, поедет и затормозит. Панель — экран, плюс еще один экран. Камеры и датчики по кругу — контроль мертвых зон, парктроники, система Traffic Aware Cruise Control — активный круиз контроль вплоть до полной остановки. И кондиционер здесь работает как домашний, с такими же звуками и ветрами.
Сервис и зарядка
Первый сервис — 15 000км, а дальше через каждые 5000 км. Что делали на первом сервисе? Для начала проверили весь автомобиль. За один час обновили карту навигации, исправили заводские проблемы с розеткой, проверили все жидкости и долили омыватель. Все.
И, наконец, о зарядке. В Голландии можно заряжать Ionic тремя разными способами. Обычным, от домашней розетки. Это примерно 15 часов. Нормальным, на улице — от 4 до 8 часов, — зависит от зарядной системы. И быстрым — 25 минут до 80%, плюс еще 10 минут до полной зарядки.
Стоимость зависит от типа зарядной станции. «Полный бак» на нормальной «заправке» (на той, что от 4 до 8 часов) — 12 евро. На быстрой — вдвое дороже, 24 евро. То есть, 31 цент за киловатт — медленно. 60 центов за киловатт — быстро. А можно купить абонемент на месяц, где средняя цена 35 центов за киловатт при любой заправке. Большинство пользователей так и делают. Заправился и вперед, в добрый экологический путь!
Николай Ушанов