Платные дороги в РФ создают пробки и проблемы с экологией
Введение платных участков дорог заметно увеличило транспортную нагрузку на их бесплатные дублёры.
Из-за платных дорог проблемы возникли у жителей российских городов, через которые проходят бесплатные дублёры. Этот вопрос поднял житель городского округа Домодедово, юрист Иван Гусев. Он обратился в Верховный суд РФ с требованием отменить распоряжение правительства от ноября 2014 года, которое позволило использовать Каширское шоссе в качестве альтернативы платному участку трассы М-4 «Дон» в Подмосковье.
Назначение дублёра понадобилось в связи с тем, что участок с 20 по 117 км трассы М-4 «Дон» в Московской области был переведён в платный режим до 2019 года. Перед этим госкомпания «Автодор» увеличила количество полос на участке трассы с четырёх до шести, построила новые развязки и мост, установила шумозащитные экраны, а также заменила цементобетонное покрытие.
Дублёр – это альтернативная возможность для автомобилистов бесплатно попасть из точки «А» в точку «Б». Протяжённость такой дороги общего пользования не должна более чем в три раза превышать протяжённость платной трассы (или платного участка). Согласно закону, наличие дублёра является обязательным для перевода автодороги на платную основу.
Однако даже улучшение дорожных условий не заставило автомобилистов платить. Многие до сих пор пользуются объездными дорогами, которые, как правило, проходят через населённые пункты. Это приводит к увеличению пробок и заторов на них, а также к ухудшению экологии на участке. На эти проблемы в своём иске указывает юрист Иван Гусев.
Помимо этого он отмечает, что, согласно действующим законам, должно быть исполнено решение, принятое на референдуме в г.о. Домодедово: ещё в 2007 году более 95% от 63 000 участников высказались против того, чтобы Каширское шоссе стало дублёром платного участка трассы М-4 в Подмосковье. Как сообщает «Коммерсант», по словам представителя совета депутатов городского округа Александра Пашкова, итоги референдума были учтены: пункт взимания платы перенесли в Ступинский район, сейчас платный участок начинается после Домодедово, то есть ограничения для движения транспорта по трассе М-4 (на участке Москва – Домодедово) отсутствуют.
С позицией истца не согласны также в Автодоре. В госкомпании заявили, что Каширское шоссе – это дорога общего пользования, так что запретить кому-либо пользоваться этим участком нельзя даже с помощью решений референдумов.
Окончательную точку в этом вопросе поставил Верховный суд. Основанием для отказа в удовлетворении искового заявления стало то, что Иван Гусев со своей жалобой не уложился в сроки. Согласно Кодексу об административном судопроизводстве, «спорное» распоряжение правительства – это ненормативный акт, а значит, оспорить его можно только в течение трёх месяцев после выхода. А раз документ появился в 2014 году, то получается, что со своей жалобой истец опоздал.
Наличие проблемы с возрастающей нагрузкой на бесплатные дублёры при введении в эксплуатацию платных участков подтвердил глава Общественного совета при Минтрансе Михаил Блинкин. Он назвал дорожную сеть страны «бедной», объясняя этим то, что справедливы как жалобы горожан, живущих близ альтернативных объездов, так и ответы «дорожников» об отсутствии иного выхода из ситуации. По его словам, в западных странах на каждую платную дорогу приходится по несколько бесплатных, в России же этого нет.