Почему в России за год обрушилось 100 мостов?
3 человека погибли в катастрофах, которые минувшей осенью произошли с мостами в России
Всего же в РФ менее чем за год рухнуло до 100 мостов. Почему они рушатся и как предотвратить новые жертвы?
По данным Росавтодора, в неудовлетворительном состоянии пятая часть из 41 800 мостов. Главные причины: старение сооружений, недостаточное внимание к их содержанию, превышение допустимых нагрузок. Мосты, построенные полвека назад, проектировались в расчёте на колонну автомобилей общей массой в 10-18 тонн. Масса современных автопоездов достигает 40-50 тонн и больше. Такую нагрузку старые сооружения выдерживают только благодаря тому, что в них заложен большой запас прочности, но их предельная несущая способность ограничена. И когда перевозчики, чтобы уменьшить транспортные расходы, допускают перегруз, это уже смертельно опасно.
За состоянием мостов следят специализированные строительные организации. Каждые 10 дней сооружение должен посещать мастер, ведущий постоянный надзор, раз в полгода на нём проводится текущий технический осмотр, а раз в 5 лет — плановая диагностика. О проделанных работах служба эксплуатации сдаёт отчёты в Росавтодор. Но отчёты нередко составляются формально, а для проведения качественного обследования часто не хватает квалифицированных специалистов. Подготовка мостовиков в вузах сокращается. Только у нас в МАДИ бюджетный набор на специальность «Мосты и тоннели» на 2019 г. сокращён в 2 с лишним раза.
Коллаж: АиФ/ Андрей Дорофеев
Много нарушений допускается при установке знаков, указывающих допустимую нагрузку на ось автотранспортных средств. Одни службы их просто не ставят. Другие перестраховываются и занижают нагрузку. В итоге водители знакам не доверяют и действуют на свой страх и риск. Но уже есть технологии, которые позволяют взвешивать каждую машину перед въездом на мост и давать водителю индивидуальные рекомендации — разрешён ему въезд или запрещён, с какой скоростью следует ехать. Для этого под асфальт закладываются весовые датчики, а информация с них выводится на электронное табло. Но системы эти дорогие и применяются только на самых крупных автотрассах.
Срок службы старых мостовых сооружений можно продлить на 10-15 лет путём проведения реконструкции или капитального ремонта с учётом возросших нагрузок. Но рано или поздно мосты, построенные по старым нормам, придётся заменять так же, как строят новые дома на месте хрущёвских пятиэтажек. Такую реновацию мостового парка России нужно начать в ближайшее время, а за бесконтрольную перевозку сверхнормативных грузов стоит ввести строгое наказание.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.