Porsche Panamera Sport Turismo: тест-драйв самой красивой Panamera в истории
Porsche Panamera всегда был неоднозначной моделью с точки зрения дизайна, но во втором поколении этот нюанс был исправлен. Увеличенный багажный отсек не только сделал «Панамеру» одним из самых красивых автомобилей современности. Он еще и подсказал, о чем писали фантасты прошлого века.
Как-то в детстве мне в руки попала книга Гарри Гаррисона "Стальная крыса". Я начал ее читать и сам не заметил, как в один присест проглотил всю серию (кроме последней книги, которая вышла только в 2010 году). Виртуозный преступник Джеймс Боливар Ди Гриз ловко грабил банки, ускользал из рук служителей закона, помогал им ловить злодеев и спасал целые планеты.
Безграничная фантазия Гаррисона создала шикарно проработанный мир далекого будущего, писал он очень легко, а по-настоящему ребяческий энтузиазм сделал сюжеты его книг ураганными: главный герой с одной страницы на другую постоянно попадал в передряги. Детское воображение делало свое дело, и фантастическая вселенная будущего по версии Гаррисона возникала передо мной во всей красе. Но, как это часто бывает, перечитывая одну и ту же повесть, я каждый раз по-разному рисовал в своем воображении все эти космические корабли, истребители, оружие и наземную технику. Транспорт, на котором передвигался Ди Гриз по прозвищу Стальная Крыса, был без сомнения футуристичным, но каждый раз — разным.
Почему-то именно это я вспомнил, когда впервые увидел Porsche Panamera Sport Turismo: вот он, идеальный автомобиль Скользкого Джима из книг Гаррисона! Он футуристичен — как внешне, так и по уровню технологического оснащения новая Panamera будет как нельзя органичнее смотреться в мире Стальной Крысы, даже несмотря на то, что этот мир живет за десятки тысяч лет от нашей эпохи. И да простят меня в Porsche, но Sport Turismo сам похож на огромную стальную крысу в хорошем смысле этого сравнения, особенно в сером цвете. Низкий (немногим больше 1,4 метра), вытянутый, напряженный, он выглядит как художественный эксперимент какого-нибудь дизайнера, – из тех, что превращают BMW M5 в пикап для "Бахи", а Ferrari F40 – в автомобиль для зомби-апокалипсиса. И да, Sport Turismo – это именно та Panamera, которую стоило выпускать изначально.
Для Sport Turismo можно выбрать любой тип привода при условии, что он — полный. Всеми четырьмя колесами тянут и базовый Sport Turismo 4 мощностью 330 л.с., и Sport Turismo 4S (440 л.с.), и 550-сильная турбоверсия, и гибриды 4 E-Hybrid и Turbo S E-Hybrid.
Путь спортивного Porsche с набором дополнительных дверей получился заковыристым. Был эксклюзивный проект конца шестидесятых, когда один из американских дилеров увеличил базу стандартного Porsche 911, поставил задний ряд и добавил пару дверей. Причем это были стандартные двери от купе, просто развернутые в противоположную сторону и открывавшиеся против хода. Стоит ли говорить, что машина выглядела довольно странно.
Потом в 1988 году появился уже заводской прототип под названием Porsche 989, который позиционировался как семейная версия купе 928. Этот проект был личной инициативой тогдашнего главы Porsche Ульриха Беца, и жил ровно до того момента, как Бец ушел в отставку.
Серийная Panamera, вышедшая спустя два десятка лет, сохранила основные принципы создания подобных моделей: она выглядела как спорткупе, которому добавили пару дверей, и… да, снова получилась странной.
Турбированный Sport Turismo показался более искренним и живым по харатеру. Его 550 лошадей — исключительно бензиновые и разгоняют автомобиль до сотни за 3,8 секунды.
И, наконец, вот же он, словно сошедший со страниц произведений Азимова и Гаррисона, идеальный транспорт из антиутопии третьего тысячелетия! В случае со Sport Turismo дизайн — важнее того факта, что Panamera в этой версии стала немного практичнее, потому что практичность — условна. Объем багажника по сравнению с хэтчбеком вырос всего на 20 литров. Еще в версии Sport Turismo салон может быть не только строго четырехместным, как в обычной "Панамере", но и пятиместным. Ну как пятиместным — в Porsche эту компоновку салона осторожно называют 4+1, и это справедливо. Если сесть по центру, то ты будешь ногами обнимать центральный тоннель, а твоя промежность будет зловеще подсвечиваться дисплеем климат-контроля заднего ряда.
Так что – нет, практичность в Sport Turismo явно не главное: для дел семейных есть Porsche Cayenne. Ну или крутой суперуниверсал Audi RS 6, который выглядит, звучит и разгоняется как всплеск энтузиазма в сумасшедшем доме.
Зато у Sport Turismo на кромке крыши над багажником установлен умный адаптивный спойлер — угол атаки автоматически меняется в зависимости от скорости движения или выбранного варианта настроек автомобиля. Если вы разгонитесь быстрее 170 километров в час, спойлер автоматически выставится в положение Performance, генерируя 50 килограммов прижимной силы на корму. А если вы откроете панорамную крышу, положение спойлера снова изменится, чтобы компенсировать ухудшение аэродинамики и приглушить шум ветра. Спойлер, кстати, можно открыть и принудительно, отыскав нужный пункт в бортовом меню. Но полюбоваться им в движении вы все равно не сможете, так что это примерно как набить себе шикарную татуху во всю спину: народ любуется, а вы ее видите только в зеркале и по фотографиям.
Во всем остальном Sport Turismo ничем не отличается от обычной "Панамеры", то есть – соответствует статусу автомобиля Стальной Крысы: у него сложнейшая адаптивная оптика, система ночного видения, адаптивный круиз-контроль сверяющийся с данными навигации, умная подвеска, полноуправляемое шасси и масса другой продвинутой автоматики; в салоне — огромное количество сенсорных кнопок, длиннющий дисплей на передней панели, цифровая приборка.
Но еще больше, чем интерьер и технологичные опции, облику Sport Turismo соответствуют силовые установки. Самая мощная версия Turbo S — теперь только гибридная, с приставкой E-Hybrid в названии. Ее совокупная мощность составляет 680 л.с., а до сотни она разгоняется за 3,4 секунды. У обычного "Турбака" — 550 лошадей и 3,8 секунды до сотни. Показатели вроде бы скромнее, но без гибридной составляющей "Панамера" показалась чуть более честной, живой и механической. Насколько эмоциональным получился гибридный Turbo S E-Hybrid, расскажет в своем обзоре Павел Блюденов. Мы же в основном катались на средней по мощности версии, 4 E-Hybrid.
И обычная базовая Panamera 4, и гибридная E-Hybrid оснащаются V-образными шестерками объемом 3 и 2,9 литра соответственно. Точный объем в "кубиках" у простой "Панамеры" чуть больше – 2 995 кубических сантиметров против 2 894 "кубиков" у гибрида. К тому же у классической Панамеры – одна твин-скролл турбина, в то время как у гибридной – твинтурбо. Диапазон максимального крутящего момента (именно у ДВС, гибридную составляющую пока не берем) тоже немного разный: 1 340 – 4 900 оборотов в минуту у обычной Panamera 4 против 1 750 – 4 900 – у Panamera 4 E-Hybrid. Хотя сам крутящий момент одинаковый – по 450 Нм.
Суммарная же мощность гибридной силовой установки 4 E-Hybrid достигает 462 л.с., чего хватает для разгона до сотни за 4,6 секунды. Официальные технические характеристики утверждают, что расход топлива у E-Hybrid составляет 2,5 литра на сотню, но проще найти идеальный Hyundai Solaris за 250 000 рублей у перекупов, чем добиться таких показателей – у меня, например, после трассы и серпантина с умеренными прострелами вышло 11 литров на сотню.
При старте не происходит ничего – машина просто начинает плавно набирать скорость, шурша шинами, словно ее толкает толпа маленьких трудолюбивых гномов. Но вот заканчивается заряд, или система решает, что нужно подкинуть тяги, и тут начинается самое интересное: просыпается бензиновый 330-сильный двигатель. 4,6 секунды разгона до сотни давно уже не воспринимаются как нечто необыкновенное, но 4 E-Hybrid берет другим: момент первого после старта пробуждения мотора получается драматичным, эмоциональным, его ждешь с интересом и предвкушением. Размеренную тишину электрического движения он нарушает грубо, и довольно громко, начинает палить во все стороны из всех своих шести цилиндров.
У гибридной силовой установки несколько режимов, которые определяют степень вовлеченности электромотора в процесс, – он либо полностью правит бал, либо вмешивается по возможности. В автоматическом же режиме система принимает во внимание такое количество разных факторов, что проследить за логикой включения и выключения ДВС крайне сложно.
Особенно сильное впечатление E-Hybrid производит здесь, в Хорватии, вдалеке от больших городов. Тест был в середине осени, основной поток туристов уже иссяк, и дороги среди холмов и долин у побережья были пустынны. Вымершими кажутся окрестные села и деревни, дома в которых до сих пор изрыты, словно оспой, пулями и осколками снарядов, наполнявшими этот воздух во время югославского конфликта.
Длинный Sport Turismo, похожий на покрытую пылью каплю ртути, въезжает в поселение Костанье: менее 4 000 жителей, узкие аккуратные улочки, старые маленькие домики и… не видно ни одного человека. Автомобиль плавно движется по безлюдным переулкам, и только легкий гул электромотора нарушает тишину осенних улиц.
Местные безлюдные деревушки словно застряли в середине девяностых, а ты едешь через них на автомобиле, который словно прибыл из далекого будущего. И на этом контрастном ощущении времени чувствуешь себя героем постапокалиптической саги. Впрочем, даже этот автомобиль для Porsche – только предисловие: через несколько лет в серию выйдет полностью электрический преемник под названием Mission E, но это будет уже совсем другая история. Ну а пока – прошу вас, мистер Ди Гриз. Ваш автомобиль готов!