Пятнадцать электромобилей Toyota — «мини-Крузак», пикап, родстер, народный седан и лапша с креветками
Сергей Знаемский
Фото:
компания Toyota
Токийский автосалон стартует только через месяц, но Toyota уже показала почти все, что приготовила для этого шоу. Да что там автосалон — показанных новинок хватит почти на десятилетие, ведь компания представила половину всей гаммы электромобилей, которые выйдут на рынок до 2030 года. Для показа в Токио специально был созван большой медиабрифинг, где Toyota живьем показала прототипы и концепт-кары, иллюстрирующие будущую линейку электрических моделей.
EV for everyone — электромобиль для каждого, таким был девиз показа. Тринадцать Тойот и четыре Лексуса. И лишь два электромобиля из их числа уже были детально засвечены прежде — это серийный кроссовер bZ4X и шаттл e-Palette. А дальше загибайте пальцы.
В семействе bZ — Beyond Zero — появится еще как минимум четыре электромобиля. Во-первых, это более скромный кроссовер с приземистым силуэтом, напоминающим модель C-HR, — на презентации этот электромобиль назвали bZ Compact SUV и подчеркнули, что он создан для Европы и Японии. Во-вторых, будет более-менее традиционный седан bZ SDN, про который глава корпорации Акио Тойода сказал, что это модель «оправдывающая ожидания тех, кто покупает свой первый автомобиль». Судя по фото и видеороликам, bZ SDN станет чем-то вроде «электрической Короллы».
Но будет и еще более компактная «электричка» — bZ Small Crossover. Этакий Aygo X на электротяге. Он стоит особняком, ибо Акио Тойода сообщил, что именно эта модель станет рекордсменом по энергоэффективности: при самой маленькой батарее у него будет самый скромный расход энергии — 12,5 кВт·ч на 100 км. То есть на уровне таких «электричек», как Tesla Model 3 и Volkswagen ID.3, которые намного крупнее. Это третья модель, а четвертой будет крупный семиместный кроссовер bZ Large SUV. Как Highlander.
Все эти bZ-электромобили объединяет общая платформа e-TNGA и общий дизайн-код, созданный командой тойотовского шеф-дизайнера Саймона Хамфриса. В целом — гармонично, современно, но без изюминки. Однако будет еще и вторая волна электрических Тойот. И вот они уже обещают настоящий ренессанс аутентичного японского дизайна, который отсылает прямиком к смелым концептам 80-х и 90-х.
Только взгляните на Compact Cruiser EV — кажется, так и должен выглядеть наследник первых RAV4 и «Крузаков»? А еще круче смотрятся электрические однообъемники для каршеринга — Mid BOX и Micro BOX (на фото ниже). Все-таки похорошела Toyota при Хамфрисе, не правда ли?
При этом в «дизайнерской» линейке были представлены и более спокойные аналоги кроссоверов из bZ-семейства — маленький Small SU EV и компактный Crossover EV. A еще — электропикап, очень похожий на новую Тундру.
Но все же самый интересный экземпляр из всего тойотовского выводка — это «среднемоторное» электрокупе с шильдиком GR. Toyota MR2 возвращается с новым сердцем!
В этом контексте очень интересен ответ Акио Тойоды на вопрос, который ему задали после показа всех новинок в ходе пресс-конференции. Главу корпорации спросили, может ли он сказать, что любит и поддерживает электромобили не как бизнесмен, а как водитель и гонщик. Тойода не стал лукавить. Вольный пересказ его весьма пространного ответа выглядит так. «Прежде я не любил электромобили. Когда-то давным-давно мне показали первый электрический RAV4, и в нем не было ничего интересного. Впрочем, и мои драйверские навыки тогда были невысоки. Но я изменился, так же как изменились электромобили. Раньше я ценил только заднеприводные машины, но теперь пересел на гоночные автомобили с полным приводом. А полноприводный электромобиль может в нужный момент ехать и как переднеприводник, и как заднеприводник. Правда, уповать на одни только моторы — это как украшать креветкой переваренную лапшу, делая вид, что получилось вкусно. Под стать должно быть и шасси. Но у нас есть платформа TNGA, которая позволяет делать интересные машины. Поэтому электромобили — это не только бизнес-кейс, они позволяют мне как водителю ехать быстрее и безопаснее, так что мы ожидаем от них fun to drive».
Но слов «я люблю электромобили» он все-таки не произнес, сведя все к тому, что каждому нравится свое, а Toyota предлагает широкий выбор моделей. Хотя на электрические спорткары компания все же делает большую ставку. Особенно на те, что появятся под маркой Lexus. У этого бренда будет новый флагман — «электрический LFA» c классическим силуэтом и длинным капотом, под которым спрячутся батареи c твердотельными аккумуляторами, способными обеспечить запас хода в 700 км и разгон до 100 км/ч за две секунды с хвостиком.
Впрочем, роль Лексуса в электромобилизации Тойоты заслуживает отдельного рассказа. Именно эта марка будет амбассадором передовых электрических идей и полностью перейдет на электротягу в 2035 году. А для Тойоты электромобили все-таки останутся лишь куском пирога.
Стратегический план в сухих цифрах выглядит так: 30 моделей и 3,5 миллиона электрических Тойот в 2030 году. Это примерно 35% от будущего глобального объема продаж на тот срок (в 2021 финансовом году Toyota продаст около 9 миллионов машин). То есть цели сделать полностью электрическую компанию не стоит. Более того, за следующие девять лет Toyota собирается вложить четыре триллиона иен (это 35 миллиардов долларов) в разработку электромобилей — и ровно столько же будет вложено в разработку гибридов и водородных машин. Причем среди водородомобилей будут и те, которые используют H2 в качестве горючего топлива для традиционных поршневых двигателей. Получается, Toyota хоть и обещает электромобили для каждого, но пересадить на них абсолютно всех не стремится. Это ценно.