Статистика-2018 в Европе: прерванный рост рынка и поражение дизеля
Игорь Владимирский
Фото:
компании-производители
Британское агентство JATO Dynamics опубликовало итоги европейских продаж новых автомобилей в 2018 году. Местный рынок лихорадит уже второй год подряд: эффект дизельгейта проявился еще в 2017-м, а главным событием минувшего года стал переход на новый стандарт измерения экономичности WLTP. Он вступил в силу 1 сентября, и если первые три квартала рынок закончил с ростом продаж (сказалась в том числе и распродажа «старорежимных» автомобилей), то в четвертом квартале спрос упал на 7,5%! Многие производители попросту не успели сертифицировать машины по новому стандарту и временно урезали гамму модификаций — особенно этим отличился концерн Volkswagen.
Продажи новых автомобилей в европейских странах в 2018 году (в сравнении с 2017-м, по данным JATO Dynamics)
Марка | 2018 год, шт. | 2017 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Германия | 3 435 789 | 3 441 262 | –0,2% |
Великобритания | 2 367 147 | 2 540 617 | –6,8% |
Франция | 2 163 059 | 2 102 495 | +2,9% |
Италия | 1 911 662 | 1 969 304 | –2,9% |
Испания | 1 336 431 | 1 249 240 | +6,9% |
Бельгия | 549 625 | 546 557 | +0,6% |
Польша | 531 834 | 487 329 | +9,1% |
Нидерланды | 449 876 | 416 274 | +8,1% |
Швеция | 353 730 | 379 383 | –6,8% |
Австрия | 341 068 | 353 320 | –3,5% |
Швейцария | 299 329 | 313 682 | –4,6% |
Чехия | 261 484 | 271 595 | –3,7% |
Португалия | 226 376 | 222 130 | +1,9% |
Дания | 219 035 | 222 002 | –1,3% |
Норвегия | 150 471 | 160 983 | –6,5% |
Венгрия | 136 702 | 116 240 | +17,5% |
Румыния | 127 571 | 105 083 | +21,4% |
Ирландия | 125 558 | 131 360 | –4,4% |
Финляндия | 120 430 | 118 468 | +1,6% |
Греция | 103 320 | 88 001 | +17,4% |
Словакия | 97 412 | 95 419 | +2,1% |
Словения | 72 834 | 70 892 | +2,7% |
Хорватия | 59 853 | 50 412 | +18,7% |
Люксембург | 52 811 | 52 773 | +0,1% |
Литва | 32 382 | 25 836 | +25,4% |
Эстония | 26 297 | 25 618 | +2,7% |
Латвия | 16 878 | 16 697 | +1,1% |
В итоге 2018 год закончился для европейского рынка с нулевой динамикой: проданы те же 15,6 млн легковушек и легких коммерческих автомобилей, что и годом ранее. Впрочем, в абсолюте это отличный результат: больше было только в 2007-м, когда хозяев нашли 16,02 млн машин. Три из пяти рынков-миллионников внутри Евросоюза показали падение, причем наиболее сильно просела Великобритания (минус 7%), ожидающая Brexit (он уже негативно сказался на английской экономике).
Продолжает проседать доля дизельных машин: за последний год она уменьшилась с 44 до 36% — это уровень 2001 года. В двадцати странах дизели потеряли более чем 10% спроса, самая большая потеря зафиксирована в Великобритании (минус 30%), а в среднем спад составил 18%: реализовано 5,59 млн автомобилей с моторами на тяжелом топливе.
Взамен европейцы выбирают бензиновые машины, но растет спрос и на электрифицированные автомобили: реализовано 945 тысяч экземпляров, а их доля выросла с 4,8 до 6,1%. Причем чистые электромобили впервые оказались популярнее подзаряжаемых гибридов: их продано 195 и 180 тысяч соответственно. Самые популярные в Европе «электрички» — Nissan Leaf (39 тысяч машин) и Renault Zoe (38 тысяч), а самый большой спрос на аккумуляторные автомобили по-прежнему в Норвегии (31% местного рынка).
Наиболее популярной в Европе остается марка Volkswagen (1,75 млн машин), но в пятерке лидеров случилась рокировка: парочка Opel/Vauxhall (882 тысячи) сместилась с насиженного четвертого места, пропустив вперед теперь уже материнский бренд Peugeot (971 тысяча). А в рейтинге концернов еще более значимое изменение: продажи Hyundai-Kia выросли на 5,2% — до 1,03 млн машин, оставив позади Ford и FCA!
Европейский бестселлер незыблем уже много лет, хотя в 2018-м Volkswagen Golf просел сразу на 8% (до 446 тысяч машин) из-за перехода на WLTP и снижения доли дизелей (по данным JATO, спрос на модификации TDI у Гольфа упал на 30%). В десятке лидеров есть два очень важных события: отсюда с треском выпало семейство Opel/Vauxhall Astra (минус 27%!), зато ворвался хэтчбек Toyota Yaris, поднявшись с пятнадцатого места. Недавний отказ от дизеля в пользу гибридной модификации оказался верным: продажи Ярисов за год выросли на 9% — до 218 тысяч штук, из которых 129 тысяч были гибридными.
Доля разномастных кроссоверов за 2018 год увеличилась с 29 до 35%: продано 5,4 млн машин. Лидером в этом сегменте европейского рынка третий год подряд остается Nissan Qashqai, но спрос упал на 6% — до 233 тысяч. Зато Peugeot 3008 и новая Dacia Duster стали популярнее на четверть. Главными жертвами паркетников оказались всевозможные компактвэны и минивэны: их продажи снизились на 27% — до 891 тысячи (это 5,7% общего спроса), а в топ-25 бестселлеров не попал ни один однообъемник. Неудивительно, что производители все чаще отказываются от выпуска таких машин, оставляя их без прямых наследников.
Топ-25 самых популярных марок автомобилей в Европе в 2018 году (в сравнении с 2017-м)
Марка | 2018 год, шт. | 2017 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Volkswagen | 1 746 411 | 1 694 832 | +3% |
Renault | 1 099 289 | 1 142 034 | –4% |
Ford | 1 014 190 | 1 048 526 | –3% |
Peugeot | 971 174 | 923 625 | +5% |
Opel/Vauxhall | 882 361 | 941 269 | –6% |
Mercedes-Benz | 879 907 | 908 107 | –3% |
BMW | 812 936 | 824 534 | –1% |
Skoda | 724 568 | 700 719 | +3% |
Audi | 721 580 | 823 844 | –12% |
Toyota | 706 293 | 677 796 | +4% |
Fiat | 681 671 | 752 203 | –9% |
Citroen | 597 134 | 569 478 | +5% |
Hyundai | 538 122 | 516 110 | +4% |
Dacia | 530 147 | 464 389 | +12% |
Kia | 490 821 | 462 310 | +6% |
Nissan | 489 327 | 562 356 | –13% |
Seat | 450 866 | 400 483 | +12% |
Volvo | 321 239 | 300 630 | +7% |
Suzuki | 249 103 | 243 288 | +2% |
Mazda | 232 983 | 229 786 | +1% |
Mini | 217 341 | 215 535 | +1% |
Jeep | 167 532 | 107 569 | +56% |
Land Rover | 150 480 | 167 556 | –10% |
Mitsubishi | 140 160 | 113 270 | +24% |
Honda | 134 939 | 138 328 | –3% |
Топ-25 самых популярных автомобилей в Европе в 2018 году (в сравнении с 2017-м)
Модель | 2018 год, шт. | 2017 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Volkswagen Golf | 445 754 | 483 105 | –8% |
Renault Clio | 336 268 | 327 395 | +2% |
Volkswagen Polo | 299 920 | 272 061 | +10% |
Ford Fiesta | 270 738 | 254 539 | +6% |
Nissan Qashqai | 233 026 | 247 939 | –6% |
Peugeot 208 | 230 049 | 244 615 | –6% |
Volkswagen Tiguan | 224 788 | 234 916 | –5% |
Skoda Octavia | 223 352 | 230 116 | –3% |
Toyota Yaris | 217 642 | 199 182 | +9% |
Opel/Vauxhall Corsa | 217 036 | 232 738 | –7% |
Dacia Sandero | 216 306 | 196 067 | +8% |
Renault Captur | 214 720 | 212 768 | +1% |
Citroen C3 | 210 082 | 207 299 | +1% |
Peugeot 3008 | 204 197 | 166 784 | +26% |
Ford Focus | 196 583 | 214 661 | –9% |
Fiat 500 | 191 205 | 189 928 | +1% |
Dacia Duster | 182 100 | 145 682 | +25% |
Peugeot 2008 | 180 204 | 180 868 | 0% |
Skoda Fabia | 172 511 | 180 136 | –5% |
Fiat Panda | 168 697 | 187 322 | –10% |
Opel/Vauxhall Astra | 160 275 | 217 813 | –27% |
Volkswagen Passat | 157 986 | 184 123 | –14% |
Mercedes-Benz A-класса | 156 020 | 143 550 | +9% |
Peugeot 308 | 155 925 | 157 422 | –1% |
Ford Kuga | 154 125 | 151 451 | +2% |