Статистика-2018 в Японии: замедление Тойоты и засилье кей-каров
Игорь Владимирский
Фото:
компании-производители
Рынок новых автомобилей в Японии закончил 2018 год с символическим ростом продаж на 0,7%: владельцев нашли 5 млн 272 тысячи легковушек, грузовиков всех весовых категорий и автобусов. В некоторой степени эта прибавка вызвана летним наводнением, которое стало самым масштабным в стране за несколько десятилетий: утопленным машинам понадобилась срочная замена.
Лидером местного рынка остается Toyota, которая продает вдвое больше автомобилей, чем ближайшие преследователи. Однако в минувшем году сбыт просел сразу на 5% (до 1 млн 509 тысяч машин), хотя Honda, Suzuki, Daihatsu, Nissan, Mazda и Mitsubishi показали рост продаж.
С другой стороны, Lexus стал наиболее динамично развивающимся японским брендом на домашнем рынке: прибавка на 21%, а позади остались Volkswagen и BMW. Продажи импортных автомобилей в прошлом году росли быстрее рынка (плюс 1,1%), но их общий вклад по-прежнему скромный: реализовано лишь 308 тысяч машин, это 5,8% общего спроса. Среди иностранных брендов уже много лет лидирует Mercedes, продавший в прошлом году почти 68 тысяч автомобилей.
Если в рейтинге марок на японском рынке из года в год перестановок немного, то хит-парад моделей находится в состоянии постоянной ротации. Резкие взлеты и падения продаж отдельных моделей — обычное дело на Островах, ведь интерес покупателей очень сильно зависит от моды и свежести выпускаемых машин. За выходом новой или обновленной модели обычно следует всплеск продаж — и провал у ближайших аналогов.
Японским бестселлером второй год подряд остается Honda N-Box (на заглавном фото), принадлежащая к племени кей-каров, то есть маленьких машинок с моторами мощностью максимум 64 л.с., которые подпадают под налоговые льготы. Доля автомобилей этого класса за прошедший год выросла с 28 до 29% и достигла 1 млн 496 тысяч экземпляров. Но еще более показательно, что кей-кары впервые занимают четыре лидирующие позиции в японском хит-параде продаж!
«Полноценный» автомобиль — только на пятом месте вместо второй позиции год назад. И это не Toyota! За последние 50 лет такое случалось только дважды, когда в 2002 и 2008 годах японским бестселлером среди «взрослых» машин становилась Honda Fit. С 1969 по 2001 год несменным лидером была Toyota Corolla, а после японцы чаще всего предпочитали гибриды Toyota Prius или Aqua. Но в 2018-м продажи Приуса рухнули на 28% (до 115 тысяч) — и он скатился со второго на восьмое место рейтинга. А звание бестселлера перешло к хэтчбеку Nissan Note, который, впрочем, тоже просел, но всего на 2% (до 136 тысяч). Интерес японцев к Ноуту резко вырос два года назад, когда у него появилась гибридная модификация e-Power.
В особом почете на японском рынке всевозможные однообъемники, и среди них тоже произошла смена лидера. Самым популярным стал минивэн Nissan Serena, который недавно пережил смену поколения, обзавелся автопилотом и гибридной версией: рост продаж на 18% — до 100 тысяч машин. А вот кроссоверный вирус японцев пока щадит. Даже Toyota C-HR, стремительно ворвавшаяся в рейтинг самых востребованных машин в 2017 году, уже успела скатиться с восьмого на двадцатое место: спад на 35% — до 77 тысяч экземпляров. Другие паркетники расходятся еще менее бойко. А самым популярным импортным автомобилем который год подряд остается Volkswagen Golf (21 тысяча экземпляров), за ним следуют Mercedes C-класса (18 тысяч) и Volkswagen Polo (11 тысяч).
Продажи легковых и коммерческих автомобилей в Японии в 2018 году (в сравнении с 2017-м)
Марка | 2018 год, шт. | 2017 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Toyota | 1 508 647 | 1 587 062 | –4,9% |
Honda | 747 225 | 724 834 | +3,1% |
Suzuki | 714 594 | 665 871 | +7,3% |
Daihatsu | 646 781 | 630 856 | +2,5% |
Nissan | 616 033 | 591 000 | +4,2% |
Mazda | 220 743 | 209 689 | +5,3% |
Subaru | 148 453 | 176 737 | –16,0% |
Mitsubishi | 104 591 | 91 621 | +14,2% |
Isuzu | 76 747 | 80 984 | –5,2% |
Hino | 70 811 | 67 778 | +4,5% |
Mercedes-Benz | 67 554 | 68 221 | –1,0% |
Lexus | 55 096 | 45 605 | +20,8% |
Volkswagen | 51 961 | 49 040 | +6,0% |
BMW | 50 982 | 52 527 | –2,9% |
Mitsubishi Fuso | 42 348 | 44 134 | –4,0% |
Audi | 26 473 | 28 336 | –6,6% |
Mini | 25 984 | 25 428 | +2,2% |
Volvo | 17 804 | 16 120 | +10,4% |
Jeep | 11 438 | 10 102 | +13,2% |
UD Trucks | 9 974 | 10 858 | –8,1% |
Peugeot | 9 881 | 8 242 | +19,9% |
Renault | 7 253 | 7 121 | +1,9% |
Porsche | 7 166 | 6 923 | +3,5% |
Fiat | 6 014 | 6 523 | –7,8% |
Land Rover | 3 972 | 3 619 | +9,8% |
Citroen | 3 564 | 3 152 | +13,1% |
Jaguar | 3 260 | 2 614 | +24,7% |
Abarth | 2 890 | 2 286 | +26,4% |
Alfa Romeo | 2 510 | 1 838 | +36,6% |
smart | 2 465 | 4 638 | –46,9% |
Maserati | 1 453 | 1 824 | –20,3% |
Chevrolet | 878 | 809 | +8,5% |
Ferrari | 767 | 775 | –1,0% |
DS | 749 | 799 | –6,3% |
Cadillac | 633 | 580 | +9,1% |
Lamborghini | 543 | 475 | +14,3% |
Ford | 484 | 551 | –12,2% |
Bentley | 437 | 418 | +4,5% |
Dodge | 399 | 349 | +14,3% |
Aston Martin | 318 | 321 | –0,9% |
Alpina | 253 | 219 | +15,5% |
Scania | 249 | 160 | +55,6% |
Rolls-Royce | 230 | 225 | +2,2% |
Lotus | 224 | 172 | +30,2% |
McLaren | 222 | 164 | +35,4% |
GMC | 52 | 52 | 0,0% |
Chrysler | 49 | 213 | –77,0% |
Morgan | 25 | 23 | +8,7% |
Lancia | 17 | 21 | –19,0% |
Hyundai | 16 | 127 | –87,4% |
MG | 9 | 14 | –35,7% |
Bugatti | 7 | 2 | +250,0% |
Unimog | 6 | 10 | –40,0% |
Buick | 5 | 9 | –44,4% |
Opel | 2 | 1 | +100,0% |
Ruf | 1 | 2 | –50,0% |
Kia | 1 | 0 | — |
Топ-25 самых популярных автомобилей в Японии в 2018 году (в сравнении с 2017-м)
Модель | 2018 год, шт. | 2017 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Honda N-Box | 241 870 | 218 478 | +10,7% |
Suzuki Spacia | 152 104 | 104 763 | +45,2% |
Nissan Dayz | 141 495 | 137 514 | +2,9% |
Daihatsu Tanto | 136 558 | 141 312 | –3,4% |
Nissan Note | 136 324 | 138 905 | –1,9% |
Daihatsu Move | 135 896 | 141 373 | –3,9% |
Toyota Aqua | 126 561 | 131 615 | –3,8% |
Toyota Prius | 115 462 | 160 912 | –28,2% |
Suzuki Wagon R | 108 013 | 114 711 | –5,8% |
Daihatsu Mira | 107 283 | 95 772 | +12,0% |
Nissan Serena | 99 865 | 84 433 | +18,3% |
Toyota Sienta | 94 048 | 96 847 | –2,9% |
Toyota Voxy | 90 759 | 88 718 | +2,3% |
Honda Fit | 90 720 | 97 939 | –7,4% |
Toyota Corolla | 89 810 | 77 442 | +16,0% |
Toyota Vitz | 87 299 | 90 248 | –3,3% |
Toyota Roomy | 86 265 | 78 690 | +9,6% |
Honda Freed | 84 121 | 104 405 | –19,4% |
Suzuki Alto | 77 241 | 88 394 | –12,6% |
Toyota C-HR | 76 756 | 117 299 | –34,6% |
Toyota Tank | 73 799 | 70 839 | +4,2% |
Suzuki Hustler | 65 291 | 72 600 | –10,1% |
Honda N-Wgn | 63 009 | 75 591 | –16,6% |
Honda Vezel | 59 629 | 64 332 | –7,3% |
Toyota Alphard | 58 806 | 42 276 | +39,1% |