Стратегия New Auto: Volkswagen готовит одну платформу для всех
Игорь Владимирский
Фото:
компания Volkswagen
Концерн Volkswagen AG представил стратегию развития под кратким и емким названием New Auto, которая сулит глобальные перемены к 2030 году. Разумеется, речь идет о переходе на электромобили, хотя он должен стать не таким быстрым, как у других компаний. Для этого уже зарезервированы 73 млрд евро, которые будут потрачены до 2025 года, и это лишь половина плановых инвестиций. Сейчас доля батарейных машин в глобальных продажах концерна Volkswagen — всего 6%, но к 2030 году она должна достичь 50%, а к 2040-му вплотную приблизиться к 100%.
Уже в ближайшей перспективе концерн планирует серьезно повысить прибыльность электромобилей благодаря увеличению объемов производства и снижению цен на аккумуляторы. Машины с двигателями внутреннего сгорания, напротив, будут становиться все менее выгодными: главным образом, из-за скорого введения эконорм Euro 7 (переход на них потребует больших затрат) и растущей налоговой нагрузки. Поэтому Volkswagen уже начал сокращение гаммы моделей и силовых агрегатов. По прогнозу, уже через два—три года маржинальность электромобилей и машин с ДВС окажется одинаковой (см. график ниже).
А вот главная неожиданность: Volkswagen планирует разработку универсальной электрической платформы SSP (Scalable Systems Platform), которая станет единой для всех легковых брендов концерна! В перспективе она заменит не только все существующие модульные тележки (MQB, MLB, MSB, MEB), но даже платформу PPE, которая будет готова только через два года и ляжет в основу крупных и дорогих электрических моделей.
Для разработки SSP в Вольфсбурге создан отдельный научно-технический центр, инвестиции в который составят 800 млн евро. Перспективные проекты Artemis и Trinity как раз будут использовать архитектуру SSP, а первая серийная модель на ней должна выйти в 2026 году. По плану, общий тираж электромобилей на основе SSP превысит 40 млн штук, причем для увеличения тиража Volkswagen будет предлагать эту платформу и сторонним производителям.
Разумеется, это не значит, что условные Skoda Fabia и Bentley Bentayga будут иметь одинаковые шасси и технику. Речь, в первую очередь, об унификации модулей, их совместимости и производственных процессов. Но важным пунктом в разделении брендов и моделей также станет программное обеспечение и набор предоставляемых сервисов. К 2025 году дочерняя компания Cariad разработает единую операционную систему нового поколения (E³ 2.0), которая в разных вариациях станет использоваться во всех автомобилях концерна Volkswagen. Собственное программное обеспечение позволит не только гибко настраивать функционал в зависимости от модели, но также оперативно обновлять софт и интегрировать новые возможности. Также совместно с компанией Argo AI уже ведется разработка автопилота четвертого уровня, а на 2025 год намечен запуск проката беспилотных автомобилей.
Что касается тяговых аккумуляторов, то к 2030 году Volkswagen намерен подготовить унифицированный формат твердотельных ячеек, которые окажутся вдвое дешевле нынешних литий-ионных батарей (хотя до этого времени будет вестись их совершенствование). Еще в марте Volkswagen анонсировал строительство в Европе шести гигафабрик по выпуску аккумуляторов. Их общая производственная мощность — 240 ГВт∙ч.
Первый завод из этого списка заработает в 2023 году — это совместное предприятие компаний Volkswagen и Northvolt в шведском городе Шеллефтео. Открытие второго завода запланировано на 2025 год в немецком Зальцгиттере на пару с китайской фирмой Gotion High-Tech. Третья гигафабрика должна прописаться в Испании, а расположение оставшихся трех еще не утверждено. Volkswagen уже занимается утилизацией старых аккумуляторов, но в плане — создание замкнутого цикла, в котором из старых батарей после требуемой переработки будут делать новые аккумуляторы.