Световая дифференциация: какие фары лучше
Автомобильный свет прошел путь эволюции от свечей и масляных фонарей до светодиодов и лазера. Он начинки ультрасовременной фары голова кругом идет: микросхемы, система охлаждения… За ними самой оптики-то не разглядишь! Ничего не поделаешь – прогресс. Вот только, как и во многих других областях, его преимущества тянут за собой и недостатки. Порой весьма существенные.
Галогенные лампы – долгожители автомобильного мира. Они появились в машинах в середине прошлого века и до сих пор имеют сильные позиции. Еще в предыдущих поколениях премиальных бизнес-седанов Audi A6, BMW 5-Series и Mercedes E-Class по умолчанию в базовой комплектации ставились именно галогенные фары. Сейчас их вытесняют светодиоды, но все равно «галогенки» остаются во многих моделях гольф- и среднего классов, а также в абсолютном большинстве представителей сегментов А и В.
Главный их плюс, конечно же, дешевизна. Если не гнаться за породистым брендом, замену можно купить за 100-150 рублей. Все автопроизводители допускают замену таких ламп силами владельца машины. Справедливости ради отметим, что далеко не всегда это реально сделать легко и быстро. У многих моделей перегоревший источник света вынимается, к примеру, после съема бампера, фары или – в лучшем случае – подкрылка.
Галогенные лампы с возрастом просаживаются по яркости, но в незначительной степени. Поэтому их можно менять поодиночке. А разница в качестве освещенности в большей степени проявится из-за того, что в магазине вы, скорее всего, купите другую модель лампы.
Есть и недостатки. Первый – слабое на фоне более современных аналогов качество света. Это справедливо для большинства случаев, но отнюдь не для всех! Есть автомобили, у которых навороченный ксенон или диоды светят хуже базовых «галогенок». Поэтому не спешите доплачивать за фары, не проверив их в деле.
Второй минус проистекает из высокой температуры при работе ламп накаливания. Грязь на горячем колпаке фары мгновенно засыхает, и с ней не справляется фароомыватель. В дальней дороге придется часто останавливаться для протирки или смириться с адским расходом незамерзайки на постоянную мойку фар. Кроме того, если галоген трудится в линзе, последняя быстрее выгорит и помутнеет. Оптику придется реставрировать.
Ксеноновые фары впервые появились на BMW 7-Series в кузове Е32 в 1991 году. До начала 2000-х газоразрядные лампы обычно ставили только в ближний свет, но потом в обиход вошел так называемый биксенон. Лампа осталась одна, а за смену режимов в нем отвечает шторка с электроприводом. Кстати, вопреки расхожему мнению, ксенон ставится не только в линзованные фары, но и в рефлекторные.
Ксеноновые лампы дороже галогенных. В среднем – на порядок, хотя с «алиэкспресса» можно заказать детали по совсем дармовой цене (вопрос качества в данном случае опустим). И это еще не самое главное. Газоразрядные лампы со временем теряют значительный процент яркости. К примеру, заменив одну лампу на трехлетней машине с пробегом 50-60 тысяч километров, вы увидите очень существенную разницу между фарами. Так что тратиться придется на пару источников света. Сами же скажете спасибо при первой же ночной поездке! А уж какой шок будет у владельца, который не менял ксенон тысяч 100-120 пробега…
Практически с любой инструкции по эксплуатации в разделе замены ламп есть оговорка: ксеноновые меняются только у официального дилера. Перестраховка из-за более сложной системы (к лампам добавляются блоки розжига, сами фары зачастую сложнее по конструкции) понятна, но на самом деле все не так страшно. Если конструкция обеспечивает нормальный доступ, смело беритесь за ремонт самостоятельно.
На подавляющем большинстве моделей доплата за ксенон оправданна: он светит заметно лучше галогена. И для глаза его спектр приятнее. Эти два фактора вместе приводят к тому, что в ночной дороге водитель будет меньше утомляться. Плюс у многих машин за доплату получаете не только иные источники света, но и функцию адаптивности: фары поворачивают вслед за рулем, освещая повороты. Тоже весомый вклад в безопасность.
Ксенон не долго был вершиной эволюции, и сегодня его на новых машинах редко встретишь. Актуальный тренд – светодиоды. С начала 1990-х годов они довольствовались скромными ролями в клавишах, подсветке приборов и дополнительных стоп-сигналах. В 2000-м они частично заняли задние фонари, в 2005-м – уже полностью, в 2007-м появился светодиодный ближний свет, в 2008-м – полностью диодные фары головного света.
LED-фары светят как минимум на уровне ксеноновых, а в большинстве случаев превосходят их. Ныне стремительно распространяется матричная технология. Благодаря десяткам диодов на каждую фару машина имеет в своем арсенале безграничное множество вариантов светового пучка. Как именно его необходимо построить, электронному разуму подсказывает камера на ветровом стекле. Эта новинка уже вышла из премиального сегмента в массовый, но все-таки большинство машин пока еще вооружены светодиодной оптикой из простых, без электронных наворотов. Вердикт: по качеству освещения дороги светодиоды вне конкуренции.
Недостатки конструкции, однако, весомые. По-отдельности элементы фары не меняются, только в сборе. А одна фара может стоить больше ста и даже двухсот тысяч рублей! Для новых машин под защитой гарантии и каско, наверное, ничего страшного. А вот выбирая подержанный автомобиль на вторичном рынке, подумайте, не разорит ли вас невинная на первый взгляд мелкая авария.
Производители уверяют, что диоды не теряют яркость с годами и прослужат столько же, сколько и весь автомобиль в сборе. Глядя на нередко выходящие из строя LED-элементы в задних фонарях, верится с трудом. Вот только стоимость замены задней и передней оптики несопоставима. Вдобавок ездить с неисправными фарами, не имея возможности их починить, — так себе удовольствие.
Посему выбирайте опции с прицелом на дальнейшее содержание. Быть может, заслуженный галоген с этой точки зрения окажется самым лучшим вариантом.