Термин «водитель» в российских ПДД могут переписать
В ходе судебного разбирательства предполагается ответить на вопрос о том, в какой момент водитель становится пешеходом.
В России продолжается практика оспаривания пунктов правил дорожного движения. На этот раз в Верховный суд РФ обратился правозащитник из Челябинска Лев Воропаев, который считает, что норма ПДД, обязывающая водителей надевать светоотражающие жилеты в случае вынужденной остановки на трассе в тёмное время суток, незаконна.
Этот пункт ПДД вступил в силу сравнительно недавно, в середине марта 2018 года. Согласно ему, в случае вынужденной остановки или после ДТП на автодороге вне населённого пункта в тёмное время суток водители при выходе из машины обязаны надевать куртку или жилет со светоотражающими элементами.
Истец в своём обращении указывает на то, что обязанность надевать такой жилет распространяется именно на водителей. Согласно пункту 1.2 ПДД, это люди, управляющие ТС (а также преподаватели, обучающие вождению). Однако лицо, находящееся вне машины, уже считается пешеходом.
Лев Воропаев отмечает, что, исходя из нынешней редакции ПДД, водитель по сути не может находиться на проезжей части или обочине, это может быть только пешеход. По этой причине он просит Верховный суд РФ признать недействующим пункт Правил, который обязывает водителей надевать светоотражающие жилеты при вынужденной остановке или аварии.
В Министерстве внутренних дел не согласны с позицией истца. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на представителя ведомства в Верховном суде Гайка Марьяна, согласно ПДД, обязанности водителя не ограничиваются собственно движением ТС. Так, перед его началом водитель должен проверить состояние автомобиля; помимо этого при вынужденной остановке он обязан выйти из машины и выставить соответствующий знак. При оформлении ДТП водитель должен сфотографировать место происшествия. Если он выполнил перечисленные обязанности, то становится пешеходом.
Представитель ведомства отметил, что требование надевать жилеты со световозвращателями в тёмное время суток при выходе из машины на трассе призвано обезопасить водителей. Дело в том, что были зафиксированы случаи, когда водители, вынужденно остановившиеся на обочине, были сбиты из-за того, что другие автомобилисты их вовремя не заметили.
Можно предположить, что правозащитник выступает против новой нормы ПДД из-за того, что опасается штрафов ГИБДД: ранее в ведомстве обсуждалась возможность привлечения к ответственности тех водителей, которые не надели жилет в тёмное время суток на трассе. Речь шла о статье 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП», штраф за нарушение равен 1 000 рублей. Однако впоследствии и первый замначальника ГИБДД Владимир Швецов, и глава ГАИ Михаил Черников сказали, что наказывать водителей за отсутствие жилета инспекторы не будут.
По мнению юриста, эксперта по БДД Катерины Соловьевой, истец обращает внимание на «пробел» в ПДД: она считает, что понятие «водитель» в действующих Правилах нуждается в корректировке, так как сейчас действительно сложно определить тот конкретный момент, когда водитель становится пешеходом.
Напомним, в случае, если считать водителей, вышедших из машины, пешеходами, обязанность по использованию светоотражающих элементов (при нахождении на трассе в тёмное время суток) у них по-прежнему останется. Соответствующая норма вступила в силу летом 2015 года.