Tesla поставила рекорд продаж вопреки дефициту микрочипов
Игорь Владимирский
Фото:
компания Tesla Motors
Tesla опубликовала статистику третьего квартала 2021 года, и в ней снова рекордные показатели. Компания произвела 237823 электромобиля и поставила покупателям 241300 машин, то есть сразу на 20% больше, чем во втором квартале, который тоже был рекордным. Причем пока у Теслы работают только два завода (по одному в США и Китае), а до конца этого года должны быть запущены второе предприятие в Штатах и новый завод в Германии. Львиная доля сбыта приходится на младшее семейство Model 3/Model Y (232025 машин за квартал), тогда как гамма Model S/Model X (9275 штук) после модернизации в начале года так и не вышла на стабильный ритм производства.
Финансовых показателей третьего квартала пока нет, они по традиции будут опубликованы чуть позже, но и там картина должна быть позитивная. Интересно другое: как Tesla смогла нарастить объем производства и продаж сразу на 20% пока большинство автопроизводителей по всему миру страдает от нехватки микрочипов и вынужденно останавливает заводы?
Ответ на этот вопрос попытался дать американский финансовый конгломерат Morgan Stanley, который готовит независимые отчеты для инвесторов. В его заметке сказано, что Tesla обходит сложившийся дефицит двумя способами. Во-первых, компания сама начала разработку и производство микрочипов: еще в конце второго квартала были готовы 19 собственных контроллеров для электромобилей. Давно известно, что, в отличие от большинства автопроизводителей, Tesla выстраивает не горизонтальную, а вертикальную интеграцию бизнеса, то есть сама производит как можно больше компонентов, а не заказывает их на стороне. Это позволяет снизить зависимость от интересов поставщиков и их ценовой политики, а также лучше контролировать все процессы.
А во-вторых, даже с имеющимися поставщиками Tesla работает очень жестко. Для них растущая компания Илона Маска — важный и перспективный заказчик, потерять которого очень легко (как раз из-за вертикальной интеграции) и крайне нежелательно. К тому же, пока другие автокомпании сокращали долгосрочные заказы микрочипов, Tesla (наравне с производителями гаджетов) их только наращивала, закладывая в план рост продаж.