Ты просто Cosmo! Тест-драйв Mazda RX-5 1977 года
Содержание статьи
Казалось бы: ну что такое несчастные 1,3 литра для настоящего gran turismo? Так, несерьёзное баловство. Но если уточнить, что это баловство – роторное, то оно становится уже хулиганством. Если добавить сюда ещё и задний привод с полным «фаршем» люксовой комплектации, то этот автомобиль становится более чем интересным. Недаром же из проезжающих мимо машин был слышен хруст шейных позвонков оглядывающихся на Мазду владельцев современных автомобилей. Что поделать: некоторые машины способны вызвать восторг, а другие – только остеохондроз.
Снаружи
Этот автомобиль премиум-класса, выпускавшийся с 1975 по 1981 годы, построен на платформе Mazda Luce для продажи в Японии и экспорта в США. Двухдверный красавчик – типичный для той эпохи представитель класса «gran turismo»: с роскошным дизайном, мощный, комфортный, просторный. Конкретно наш экземпляр леворульный, экспортный, выпущенный в 1977 году. Он был приобретен в США с пробегом 112 000 миль и ввезен в Россию.
Купе считалось достаточно крупным для своих лет, хотя сегодня 4 475 сантиметров длины уже не кажутся признаком большого автомобиля. Дизайнерская «визитная карточка модели» — идущая через весь кузов хромированная линия оконных молдингов, образующая эдакий «меандр», внутри которого находится опускающееся стеклышко пассажиров заднего дивана.
Автомобиль в голубом металлике смотрится невероятно дорого и стильно, притягивает взгляды и своим первозданным видом всячески намекает на нерастраченный потенциал дальних путешествий. Хоть сейчас на «панамерикану» — разменивать дни, мили и мотели в трансконтинентальном пробеге!
Лихому и отвязному облику машины необходимую дозу строгости и суровости придает солидная радиаторная решетка а-ля «китовый ус».
Современные компактные седаны и хэтчбеки B-класса бедненько и грустно смотрятся на шинах размерностью меньше 15 дюймов. А вот на RX-5 штатные 14-дюймовые колеса выглядят вполне гармонично: нет ощущения, что в арке чего-то не хватает.
Шильдик «Cosmo» на крыле – атрибут путаной маздовской классификации модельных рядов. Принято считать, что имя Cosmo предназначалось для японского рынка, а RX-5 – для экспорта. Однако на нашем экземпляре представлены оба варианта названия модели.
Внутри
В салоне автомобиля преобладают оттенки синего – велюр, винил, ковер. Это холодный цвет, но «холод» не чувствуется, даже наоборот! Внутри RX-5 светло и буквально по-домашнему уютно.
Приборка отделана имитацией древесины, а вот руль, набалдашник рукоятки КПП и ручного тормоза сделаны из натурального дерева.
Двери с безрамочными стеклами отделаны винилом. Кнопки электрических стеклоподъемников находятся на тоннеле пола возле ручки КПП.
Для своего времени этот «гран туризмо» имеет едва ли не все технические достижения в области комфорта, поощряющие отправиться в дальнее путешествие. Нет разве что автоматической КПП. Зато есть гидроусилитель руля, регулировка рулевого колеса по вылету, электрические стеклоподъемники, электрические регулировки зеркал заднего вида, эластичная отделка торпедо и ручка яркости подсветки приборной панели.
Справа от рулевой колонки, возле замка зажигания, находится блок управления кондиционером в виде небольшого самостоятельного модуля, который представляет собой вращающуюся ручку температуры воздуха, совмещенную с выключателем. Чуть выше и правее над кондиционерной панелькой – четырехпозиционный джойстик регулировки правого зеркала. Аналогичный для левого зеркала находится слева от руля.
У кузовщиков в 70-е не было так развито компьютерное моделирование и не было в распоряжении современных особо прочных сталей, поэтому для придания кузову должной жесткости горб карданного тоннеля сделан по нынешним меркам огромным. Из-за этого заднее сиденье считать трехместным можно лишь условно. Зато коленям пассажиров достаточно просторно – сзади места больше, чем в Mazda 929 1976 года, о которой мы недавно рассказывали, ибо RX-5 — автомобиль классом выше. Для откидывания передних сидений с целью выхода с заднего имеются удобные ножные педальки.
Интересно, что багажник автомобиля, скрывающий под резиновым ковриком запасное колесо, совсем невелик… Дело в том, что за спинкой заднего сиденья располагается вертикально стоящая «плита» 62-литрового топливного бака, съедающая добрую треть трюма.
Железо
Автомобиль пришел в нашу страну из Штатов в превосходном состоянии – свои 112 тысяч миль он явно пробежал по ухоженным дорогам, пробыв всю вторую половину своей жизни «машиной выходного дня». Потребовалось только несложное ТО (жидкости, масла, колодки), регулировка карбюратора и прочистка топливной системы.
Как и большинство Мазд той эпохи, RX-5 оснащена приводом на задние колеса и простым неразрезным задним мостом. Несмотря на американский реэкспорт, автомобиль имеет нетипичную для янки ручную пятиступенчатую коробку передач. В плане узлов и агрегатов самое интересное в автомобиле – роторно-поршневой мотор, карбюраторный атмосферный 13B.
Этот 13B – наверное, самый массовый и надежный маздовский двигатель Ванкеля; он выпускался с начала 70-х по начало 2000-х. Это двухсекционный мотор, то есть, у него два ротора находятся на общем валу. Как и все «ванкели», он характерен значительной отдачей (115 лошадиных сил и 166 Нм момента) при весьма скромном объеме в 1,3 литра (2 х 654 куб. см.). Первые 13B, разумеется, были карбюраторными, но развивались аналогично традиционным поршневым моторам, приобретая сперва инжекторный впрыск, потом турбину, а затем и двойной последовательный наддув. Мощность 13B планомерно росла от 100 лошадиных сил до почти трех сотен. Такими двигателями оснащались, к примеру, Mazda RX-7 в период 1999-2002 годов.
Как и все старые «роторы», 13B имеет очень удобную для обслуживания конфигурацию – это продольно расположенный под капотом «бочонок», дающий легкий доступ и к свечам, и к стартеру, и к генератору, и к компрессору кондиционера, не говоря уж про карбюратор, прикрытый классическим дисковым корпусом воздушного фильтра. Шикарно расположен масляный фильтр – прямо сверху мотора, вертикально, что позволяет не пачкать подкапотное пространство потеками масла при его замене.
Кстати, о свечах. Несмотря на то, что двигатель двухроторный (читай – «двухцилиндровый») свечек не две, а четыре! Дело в том, что камера сгорания такого мотора представляет собой весьма растянутый в длину объем, и если поджигать его в одной точке, возникает риск неполного сгорания топлива. С целью повысить экономичность и мощность, практикуется установка парных свечей на одну камеру, которые расположены в нескольких сантиметрах друг от друга и воспламеняют смесь последовательно.
В движении
Несмотря на спортивный внешний вид, крупные и широкие передние сиденья обескураживают водителя олдскульной аморфностью вместо ожидаемого жесткого хвата. На виражах в них, конечно, приходится изрядно напрягать спину, но наш «гран туризмо» все же заточен для дальних и прямых магистралей. Удобно устроиться помогает регулировка руля.
Вытягиваем «подсос», поворачиваем ключ, и «ротор», которому больше сорока лет, легко запускается. Легкое нажатие на газ вызывает оглушительный треск – прежний американский владелец установил на машину прямоточный выхлоп с веселым «ковбойским» голосом. А поскольку этот тюнинг относится к духу той прежней эпохи и отлично подходит к фановому стилю RX-5, новый российский владелец решил его не удалять.
Роторный мотор, лишенный множества ненужных ему «поршневых» деталей, очень бодро раскручивается и обеспечивает отличную динамику автомобилю, чей вес составляет 1 200 кило. Под лихой треск прямотока мотор все время хочется крутить от души, и поэтому при приближении к избыточным оборотам электронный сигнализатор начинает неприятно пищать, требуя переключиться повыше.
Шумоизоляция по нынешним временам – так себе, и дело тут даже не в громком выхлопе. Подвеска комфортная, мягкая, автомобиль отлично проходит и трамвайные рельсы, и брусчатку около них. Тормоза достаточно цепкие, не такие вялые, как у Mazda 929, о которой мы недавно рассказывали. Руль, правда, совсем невнятный – с тремя оборотами червячного механизма с гидроусилителем он не дает практически никакой обратной связи на скорости. В общем, как машина для путешествий RX-5 неплоха и сегодня.
История модели
Как нередко бывает у японских автопроизводителей вообще и у Mazda в частности, история модели изрядно подзапутана. С 1961 по 1972 годы Мазда выпускала спорткупе Mazda Cosmo Sport с обликом, выразительно намекающим на дизайн моделей Porsche той же эпохи. Cosmo Sport знаменита тем, что стала первой Mazda с роторно-поршневым мотором, однако будучи столь знаковой для марки, осталась малосерийной. К нашей Mazda RX-5 тот первый Cosmo Sport прямого отношения не имеет, а вот второе поколение Cosmo, выпускавшееся с 1975 до 1981 года и продававшееся в Японии под именем Cosmo (без приставки Sport), на экспортных рынках как раз и именовалось RX-5. Упоминая запутанность маздовской системы классификации моделей, можно отметить, что наша RX-5 на некоторых рынках именовалась также Mazda 121, но в итоге 121-я стала самостоятельной ветвью развития модельного древа. Под индексом 121 с 1987 по 2003 годы выпускали компактные седаны и хэтчбеки, в том числе и перелицованные модели Ford Festiva и Fiesta.
Так или иначе, первый Cosmo Sport и второй Cosmo/RX-5 были совершенно разными автомобилями – от слова «совсем». Иными по концепции, по конструкции, по габаритам. RX-5 вышел крупным купе премиум-класса с «американизированным» дизайном, построенным на платформе Mazda Luce, и был достаточно богато оснащен для своих лет. С 1976 по 1978 год RX-5 экспортировался в основном в Америку, однако существенного успеха там не обрел, равно как и в Европе. Но в Японии пользовался изрядной популярностью.
Модель Cosmo продолжила развитие в третьем поколении в 1981 году. И это также были достаточно крупные седаны и купе на платформе Luce с характерными для 80-х «зубильными» очертаниями и поднимающимися фарами. В 1990 году появилось последнее, четвертое поколение Cosmo, которое вышло в рамках организованного компанией для внутреннего рынка премиального суббренда Eunos – Eunos Cosmo. Автомобиль был представлен исключительно в кузове купе и выпускался до 1995 года.
Kolesa.ru благодарят реставрационную студию WASABI Classics за помощь в подготовке материала