Тюнинг по-новому: что изменится в процедуре регистрации изменений с 1 июня
Пару лет назад ГИБДД начала обращать пристальное внимание на автомобили и мотоциклы, конструкция которых не соответствует заводской. Случаются перегибы, вызванные некомпетентностью сотрудников на дорогах, однако глупо отрицать очевидное: машин с незарегистрированными доработками хватает. То же газобаллонное оборудование требует внесения в документы, но до «обострения» у гаишников этим мало кто занимался.
После ужесточения контроля выяснилось, что узаконить изменения – это означает пройти все круги ада. Процесс столь долгий и запутанный, что даже гаишники и другие вовлеченные в процесс специалисты его досконально не знают. В итоге многие владельцы попросту отказываются от регистрации доработок и катаются «от штрафа к штрафу». Тяжелее всего приходится наиболее заметным на дороге, то есть владельцам оффроудных внедорожников и «Газелей» с висящим на виду газовым оборудованием.
Все должно измениться меньше чем через месяц. К 1 июня в силу вступит новый порядок, а специалисты МВД разработают регламент, в котором будут прописаны детали, утверждены сроки выполнения всех процедур. Сообщается, что система станет понятна гражданам, сделает процесс прозрачным и упростит госнадзор над «затюненными» машинами.
Для начала нужно составить план работ и получить в испытательной лаборатории или специализированном техцентре предварительное заключение технической экспертизы. В документе должно быть сказано, что именно владелец хочет изменить в конструкции своего транспортного средства. Если оно после этого не перестанет соответствовать требованиям безопасности, решение экспертов будет положительным.
В заключении должны содержаться данные испытательного центра, дата его получения и номер документа. Разумеется, рядом нужно указать подробную информацию о носителе доработок: марка, модель, регистрационные знаки, VIN, тип транспортного средства, экологический класс и мощность двигателя. На документе должна стоять подпись эксперта и руководителя лаборатории, и все это заверяется печатью фирмы.
Следующим шагом должен стать поход в ГИБДД. Инспектору нужно предоставить результаты экспертизы, на основании которых он выдаст разрешение на внесение изменений в конструкцию. Кроме того, с собой нужно иметь паспорт, документы на машину и соответствующее заявление. А вот саму машину на этом этапе показывать не нужно.
Несмотря на простоту и прозрачность такого подхода, перед обращением в Госавтоинспекцию все же следует прочитать техническое заключение. Если эксперты решат, что планируемые изменения противоречат техническому регламенту или попросту небезопасны, то и в следующей инстанции одобрение получено не будет. И это не единственная причина, по которой в ГИБДД можно получить отказ.
Тот же результат будет в случае, если госномер или регистрационные документы находятся в розыске, а также при наложении ограничений или запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства. Кроме того, разрешение вряд ли будет получено, если репутация лаборатории «подмочена». И, разумеется, в тех случаях, когда документы предоставлены не в полном объеме или есть подозрение, что они поддельные. Так что обращаться за первичными документами в сомнительные места не стоит: себе же сделаете хуже. Другое дело, что соответствующих центров на всю страну единицы.
Еще одним серьезным поводом для отказа станет уничтожение в процессе переделки идентификационного номера, изменение колесной базы или увеличение массы. А также в случаях, когда планируется замена кузова или его части, а также шасси на не предусмотренные, либо если попросту отсутствует одобрение типа транспортного средства.
Но мы предполагаем, что в большинстве случаев заветное разрешение все же будет получено. Поэтому следующим шагом для автолюбителя станет подбор надежного технического центра, где проведут все работы.
Ну а дальше машина должна пройти техосмотр по новым правилам. Кстати, согласно вступившему в 2018 году регламенту, любые изменения в конструкции автомобиля вопреки требованиям Технического регламента – это повод для полного запрета эксплуатации техники. Именно поэтому все изменения все же лучше оформить официально.
Когда (наконец-то!) и с этим покончено, следует повторно съездить в испытательную лабораторию, где эксперты выпишут протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства после всех изменений. На финишной прямой автомобилист должен предоставить машину на осмотр в подразделение ГИБДД, в котором получено разрешение. С собой необходимо взять паспорт, заявление о выдаче свидетельства и протокол поверки безопасности, полученный в лаборатории. Если устанавливалось газомоторное оборудование, то на него также нужно предъявить декларацию производителя на соответствие всем требованиям. Ну и, разумеется, пошлину на выдачу свидетельства надо не забыть оплатить заранее, а копию чека приложить к остальному комплекту документов.
Не спешите радоваться: на осмотре тоже могут возникнуть сложности. Например, если документы окажутся поддельными или данные в них не совпадают с указанными в первоначальном заявлении. Еще одна причина — номера протокола проверки не окажется в базе данных, или нет сведений о прохождении ТО после внесения изменений в конструкцию. Поэтому еще раз предостерегаем от обращения в «полулегальные» конторы и тем более – от желания самостоятельно «изготовить» нужные бумаги.
Когда свидетельство в ГИБДД все же получено, у заявителя есть десять суток, чтобы отправиться в регистрационное подразделение и внести информацию в СТС. Стоит отметить, что этот порядок действует только для начинающих любителей тюнинга. А вот что делать тем, кто успел доработать свой автомобиль до ужесточения закона и теперь находится в «зоне риска», пока непонятно. Равно как пока неизвестен и полный перечень допустимых и запрещенных манипуляций с автомобилем. Иными словами, на этом пути белые пятна только начали появляться, и до полной ясности еще очень и очень далеко.