Увеличенный расход масла – почему двигатель стал таким прожорливым?
Содержание статьи
Заливать масло в двигатель необходимо с определенной периодичностью. Жидкость выполняет функции смазочных материалов, благодаря чему уменьшается износ всех деталей, поршней и механизмов. Если автовладелец замечает, что потребность мотора в смазке постепенно увеличивается, то требуется предпринять некоторые действия. В противном случае придется тратить большие деньги на приобретение дорогостоящего масла. Разобравшись в причинах перерасхода, всегда можно устранить любую неисправность.
1 Замер и контроль уровня масла
При работе двигатель внутреннего сгорания в обязательном порядке использует определенное количество смазки. Этот показатель существенно отличается, в зависимости от самой жидкости, климатических условий, автомобиля и его технического состояния, объема мотора, манеры вождения и многого другого. Производители устанавливают определенные границы потребления, и если расход масла выходит за установленные рамки, требуется искать причину неполадки.
Нормой считается до 100 грамм смазки на 1 тыс. км. Уровень потребления незначительно изменяется по естественным причинам. Но если приходится доливать масло стаканами или даже целыми литрами, то проблема налицо.
Правильная эксплуатация автомобиля подразумевает постоянную проверку уровня масла в двигателе. Это очень простая и быстрая процедура, она позволяет путем несложных манипуляций определить с большой точностью количество смазочной жидкости в моторе. Для этого потребуется специальный инструмент, носящий название щуп. Вставив этот прибор в соответствующее отверстие, владелец машины узнает объем масла. Имеется несколько отметок, включая «мин» и «макс», которые определяют соответственно минимально и максимально допустимый уровень.
Если смазка находится между этими черточками, то ничего доливать не нужно. Слишком много лить тоже не стоит, но если в контуре масла так мало, что даже не дотягивает до отметки min, то необходимо срочно залить немного, в противном случае износ элементов цилиндропоршневой группы существенно возрастет. Это самым негативным образом скажется на сроке службы механизмов и запчастей и приведет к дорогостоящему ремонту.
2 Видимые причины уменьшения смазки в двигателе
Специалисты разделяют все причины на скрытые и видимые. Наибольшие сложности возникают в первом случае, поскольку определить и устранить их тяжелее. Ситуация складывается куда проще, если водитель самостоятельно заметил подтеки смазочных материалов на двигателе или под машиной.
К числу самых распространенных причин можно отнести следующие:
- Негерметичность прокладки, расположенной под клапанной крышкой. Самый простой вариант, поскольку проблема решается путем поджатия болтов крепления указанного элемента. В случае отсутствия результата потребуется заменить прокладку, но переживать не стоит, поскольку операция очень простая, а покупка детали много денег не потребует.
- Проблема с бензонасосом. Эта неисправность характерна для карбюраторных моторов. В случае появления течи нужно тщательно затянуть крепления насоса. В некоторых ситуациях затяжка помпы ничего не дает. Это свидетельствует о необходимости шлифования посадочной плоскости, что является следствием слишком сильного перетягивания болтов.
- Выход из строя масляного фильтра – одна из самых распространенных проблем, связанных с увеличенным расходом масла. Определить очень просто, поскольку под автомобилем будет образовываться большое пятно разлитой смазки. Среди основных причин выделяют некачественную прокладку, которая пропускает жидкость, порванный корпус самого фильтра и другие неисправности, связанные с этим расходником. Проще всего купить новый элемент, благо, что он достаточно дешевый.
Еще одна причина заключается в изношенном медном кольце, которое монтируется под сливной пробкой. Отработав до конца ресурс, этот механизм не способен в полном объеме выполнять свои функции, поэтому рекомендуется через несколько доливаний масла менять его.
Отдельным пунктом следует выделить проблемы, связанные с сальниками распределительного и коленчатого валов. Цилиндропоршневая система начинает давать течь, избавиться от которой несколько сложнее, чем в ранее описанных случаях. В передней части силового агрегата расположена специальная крышка, где находится коленчатый вал. Покупая некачественное моторное масло, повышается риск выхода из строя передних и задних сальников.
Причем определить неисправность заднего еще сложнее, так как он зафиксирован в коробке переключения передач. Для точной идентификации проблемы придется демонтировать этот узел, что сделать в домашних условиях очень сложно. Но даже в случае поломки лишь переднего сальника, не говоря уже о заднем, отремонтировать самостоятельно не получится. Поэтому единственным выходом станет обращение к услугам профессиональных мастеров.
3 Износ узлов и деталей силового агрегата
Если видимых причин увеличенного потребления нет, но масло приходится постоянно доливать, значит, проблема заключается в камере сгорания. Другими словами, смазочные материалы поступают вместе с бензином в этот отсек, после чего сгорают, что и считается основной причиной повышенного расхода. Одним из главных симптомов, свидетельствующих об этом, является густой синий дым из выхлопной трубы.
В первую очередь следует обратить внимание на маслосъемные кольца поршня. Они предназначены именно для того, чтобы масло не попадало вместе с топливом в камеру сгорания. Из-за того, что кольца постоянно трутся о стенки блоков цилиндра, с течением времени они стачиваются и изнашиваются, что приводит к пропуску небольших объемов смазки. Перегрев этих механизмов также негативно влияет на выполняемые им функции, поскольку при достижении критических отметок они плотно прижимаются к поршневой системе, одновременно с этим теряя свою упругость и прочность.
Для решения проблемы необходимо разобрать двигатель внутреннего сгорания и установить новые маслосъемные элементы. На ремонт придется потратиться, ведь его проведение допустимо только при наличии профессионального оборудования в специальных автомастерских.
Маслосъемные колпачки, выполняющие аналогичные функции, тоже могут прийти в негодность. Расположенные в системе газораспределения, эти сальники клапанов предназначены для удаления моторного масла с ходовой части непосредственно этого механизма. Как и в предыдущем случае, критические температуры и повышенный износ приводят к потере основных эксплуатационных свойств – сальники теряют упругость и эластичность.
Их ремонт не потребует таких же серьезных затрат, поскольку колпачки расположены в верхней головке блока, и для их замены разборка силового агрегата не потребуется. Даже новички смогут своими силами решить проблему, для чего понадобится снять крышку головки блока, удалить отработанные сальники и поместить на их место новые.
Достаточно редко встречаются неисправности, связанные с прокладкой между головкой и блоком мотора. Нарушение ее целостности приводит к проникновению масла в охладительную систему автомобиля. Причиной может стать брак на производстве, когда непосредственно на заводе недостаточно затянули крепящие болты. Еще одной причиной является сам силовой агрегат – если он слишком стар и изношен, то прокладка банально прогорает.
В любом случае потребуется отремонтировать машину, но работа опять же к категории самых сложных не относится. Если течь смазочных материалов наблюдается по стенкам блока, то необходимо лишь поджать болты прокладки. Следует обратить внимание и на систему охлаждения мотора – наличие сгустков масла в антифризе сигнализирует о том, что прогорела прокладка. Тогда нужно всего лишь демонтировать головку блока и заменить старый расходник на новый. Так как все эти действия можно выполнить без разбора двигателя, то работа много времени у опытных водителей не отнимет.
Выделяют несколько других причин попадания масла в камеру сгорания:
- Выход из строя стенок блока цилиндров – наряду с маслосъемными кольцами ремонт этой неполадки является самым дорогостоящим. Решение заключается в растачивании блоков либо их полной замене, причем второй вариант предпочтительнее. Даже с использованием мощного оборудования нет гарантий, что подтеки лубриканта не проявятся в самом ближайшем будущем.
- Большой расход масла зачастую связан с переобогащением рабочей смеси. Следствием такого явления становится разрушение масляной пленки излишками топлива, которое не успело окончательно сгореть. В результате механизмы и детали двигателя находятся в постоянном трении, что в дальнейшем приводит не только к перерасходу смазки, но и к выходу из строя маслосъемных колец.
- Давление картерных газов – связано с образованием так называемого масляного тумана. После смешения со всасываемым воздухом такой туман полностью сгорает в цилиндрах. Основной причиной появления считается слишком большой объем залитого масла, что негативно сказывается на работе коленчатого вала. В связи с этим специалисты не рекомендуют лить слишком много смазки в двигатель.
4 Человеческий фактор – относиться к машине нужно бережно
Основными причинами повышенного расхода масла являются изношенные и вышедшие из строя узлы и агрегаты цилиндропоршневой группы. Но манера езды тоже имеет огромное значение. Каждый опытный водитель прекрасно знает, что агрессивное движение негативно сказывается на состоянии машины и объемах потребляемого топлива. Это же касается и смазочных материалов. Экстремальное вождение приводит к постоянным перепадам количества оборотов силового агрегата, что увеличивает потребность мотора в масле.
Покупка дешевых лубрикантов становится очень серьезной проблемой, поскольку производители используют некачественные материалы, чтобы завлечь потенциальных покупателей заниженными ценами. Заливая такое масло в двигатель, автовладелец принесет больше вреда, нежели пользы, поскольку состав не обеспечивает необходимого уровня трения. В совокупности все это приводит к повышенному расходу и износу запчастей.
Некоторые расходники имеют огромное значение. Это касается не только масляного фильтра, но даже и воздушного, особенно для автомобилей, которые эксплуатируются в тяжелых условиях, за городом или на грунтовых дорогах. Вовремя не замененный расходник для фильтрации воздуха перестает надлежащим образом выполнять свои функции.
Результатом становится пропуск неочищенных воздушных масс вместе с частицами грязи и пыли. Проникновение этого мусора в цилиндропоршневую группу грозит повышенным износом и скорым выходом из строя маслосъемных колец и стенок блоков цилиндра.
Погодные условия тоже имеют определенное значение, о чем не стоит забывать. Так, зимой расход всегда выше. Это же касается и регионов с повышенными температурами и жарким климатом. Не принимая во внимание такие факторы, можно пропустить очередную замену масла и тем самым нанести большой вред автомобилю.
Выделяют множество разнообразных причин, приводящих к перерасходу смазочных материалов в машине. Но постоянный контроль над работой механизмов и агрегатов, а также надлежащий уход и правильная эксплуатация способствуют тому, что авто прослужит очень долго и без лишних проблем.