В России появится аналог Euro NCAP
В рамках российских испытаний автомобили будут проходить не только натурные, но и виртуальные тесты (для экономии затрат).
Разработкой национальной методики проведения краш-тестов машин занимается Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), об этом рассказал глава ведомства Алексей Абрамов. Эта методика получит название RuNCAP, что можно расшифровать как «российская программа оценки новых автомобилей».
По словам Алексея Абрамова, национальная методика даст отечественным автопроизводителям доступ к технологиям оценки безопасности своей продукции непосредственно в РФ. Как сообщают «Известия», созданием стандартов и требований для RuNCAP займётся технический комитет по стандартизации, который появится в ближайшее время.
Известно, что национальная методика включит в себя фронтальный и боковой краш-тесты, а также испытания систем активной безопасности. Причём разработчики сразу думают, на чём бы сэкономить, и предполагают, что для некоторых тестов будет использовано компьютерное моделирование. Результаты испытаний станут доступны потребителям.
По расчётам Росстандарта, основным партнёром для реализации масштабного проекта станет ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ». У организации в штате имеются эксперты, а также есть собственная испытательная лаборатория.
Отметим, сейчас новые модели, выходящие на российский рынок, проходят испытания в том же НАМИ. Они включают в себя оценку соответствия требованиям системы «ЭРА-Глонасс», также автомобили получают фронтальный удар (по правилам ЕЭК ООН № 94) и боковой (№ 95). За рубежом краш-тесты по правилам ЕЭК ООН считают устаревшими; используются другие методики, такие как Euro NCAP (в странах Евросоюза), NHTSA и IIHS (в США), ANCAP (в Австралии), JNCAP (в Японии), C-NCAP (в Китае), Latin NCAP (в Латинской Америке).
Глава Росстандарта считает, что на создание RuNCAP понадобится примерно 3-5 лет. И это при том, что ведомство намеревается «отталкиваться» от уже используемых за рубежом методик (в качестве примера Алексей Абрамов привёл Euro NCAP). Когда российская методика будет создана, станет ясно, каким образом будут предоставляться автомобили для краш-тестов. Возможно, закупать новые машины сможет Федеральное агентство, для этого нужно одобрение законодательных поправок, позволяющих ведомству осуществлять контрольные закупки (инициативу скоро должно рассмотреть правительство).
Зарубежные краш-тесты жёстче по сравнению с испытаниями, которые проводятся в России. В случае, если отечественным производителям придётся дорабатывать машины для получения нужного количества «звёзд», мы получим как очевидный плюс – более высокий уровень безопасности; так и не менее очевидный минус – очередную волну подорожания автомобилей массового сегмента.