Верховный суд занялся ржавчиной: почему не решена проблема регистрации старых машин?
В проблеме постановки «ржавых» автомобилей на госучёт пытается разобраться ВС: жалобу подал автомобилист из Хабаровска.
До июля 2017 года правила регистрации ТС запрещали ставить на учёт машины с нечитаемым из-за коррозии или, проще говоря, ржавым VIN-номером. Затем к регистрации были допущены ТС «с изменённой маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращённых собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации».
Согласно нынешним правилам, если даже один такой номер вызывает у инспектора подозрение (не может прочитаться полностью или есть подозрение, что он «перебит»), то автомобилю придётся отправиться в экспертно-криминалистический центр. Здесь специалист изучит «проблемные» цифро-буквенные комбинации и даст заключение о том, пострадал ли номер из-за коррозии или был незаконно и умышленно «подправлен».
Законность действующих правил регистрации автомобилей оспаривается в Верховном суде, куда обратился автовладелец из Хабаровска Олег Можаров. Он не может поставить на учёт купленный в феврале 2018 года праворульный минивэн Toyota Regius Ace с ржавым VIN-номером на кузове.
С этой проблемой столкнулся ещё предыдущий владелец, который был вынужден заказывать экспертизу. Специалист выдал заключение о том, что код поврежден из-за естественной коррозии. Затем, в 2018-ом, (судя по всему в процессе переоформления) «праворулька» была направлена в экспертно-криминалистический центр, где проблем со «съеденным» кодом также не выявили. Отметим, все кроме одного номера читаются.
Несмотря на наличие заключений экспертов, в УГИБДД по Хабаровскому краю Олегу Можарову отказали в регистрации Toyota Regius Ace именно из-за повреждения номера на кузове. В официальном отказе было указание на правила регистрации, согласно которым ТС должно быть «идентифицировано», а этого инспекторы сделать не смогли именно по причине «съеденного» коррозией VIN-номера.
Отметим, нынешний регламент позволяет регистрировать автомобили с восстановленными частями, где указывается VIN-номер. В случае, если владелец произведёт соответствующий ремонт и получит заключение эксперта с пометкой «восстановленному верить», у ГИБДД не будет причин для отказа в регистрации ТС. Однако это означает дополнительные расходы для покупателей, на которые, скорее всего, не рассчитывают.
Получается, что внесённые в июле 2017 года изменения по сути фиктивные, так как, если не читается буквально одна цифра VIN-кода, то машину не получится «идентифицировать» (даже если эксперт установил, что износ и коррозия были естественными).
По мнению Олега Можарова, нынешняя редакция правил устанавливает «избыточные и не основанные на законодательстве требования к заключениям экспертов». Он, в частности, выступает за то, чтобы фраза об идентификации транспортного средства была исключена из действующего регламента.
Проблему можно было бы решить другим путём, об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на бывшего начальника отдела регистрационно-экзаменационной работы ГАИ РФ Бориса Ионова. В этом помогла бы обязательная дублирующая полицейская маркировка, которую предлагается наносить на другое место на кузове, если требуемый номер повреждён коррозией.
В МВД считают, что перед тем, как зарегистрировать автомобиль, инспектор ГИБДД должен убедиться в том, что показанный автомобиль соответствует предъявленным документам. По этой причине Toyota с ржавым кузовом, которую купил Олег Можаров, отправится на новую экспертизу.
По данным Госавтоинспекции, подразделениям ведомства примерно за половину 2017 года пришлось отказать примерно 24 000 автовладельцев в постановке ТС на учёт из-за признаков изменённой маркировки или поддельных документов. На их долю пришлось менее 1% от суммарного количества регистрационных действий в ГИБДД.
Верховный суд РФ недавно принял решение о том, что суды при рассмотрении дел теперь должны отличать истинных виновников ДТП от «двойников». Напомним, такие машины той же, что и у «оригинала» модели и такого же (или очень похожего) цвета, с поддельными знаками госрегистрации отличить можно, только проверив по документам VIN-код. Это решение ВС должно обезопасить владельцев «оригиналов» от необоснованных претензий.